Чехов дал пьесе жанровое определение «комедия» и был недоволен ее трактовками как драмы и трагедии. В письме Чехов возмущался: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса [«Вишневый сад»] так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев [Станиславский] в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что они ни разу не прочли внимательно моей пьесы» (10 апреля 1904 года).
Уходящих аристократов Гаева и Раневскую Чехов не считал трагическими фигурами — он относился к ним с иронией. Раневская — любящая женщина, мать, всех предает и пускает по миру. Гаев не способен приспособиться к жизни — он до смешного непрактичен. Смешон «облезлый барин» Петя Трофимов, который говорит, что надо работать, а сам — «вечный студент», высокопарно говорит о дороге в будущее и не может найти калоши.
Чисто комедийные персонажи — комедиантка Шарлотта и Пищик, ведущий свой род от лошади Калигулы. Есть грубо-комические, фарсовые элементы: Петя падает с лестницы, Епиходов ломает кий, Варя, замахиваясь на Епиходова, бьет по Лопахину.
Чехов, настаивая на комедийном жанре, хотел снять серьезность, драматичность в восприятии судеб своих героев. Не рок, как в трагедии, не столкновение сильных характеров, как в драме, — они сами виновны в том, как складывается их жизнь.
Уходящих аристократов Гаева и Раневскую Чехов не считал трагическими фигурами — он относился к ним с иронией. Раневская — любящая женщина, мать, всех предает и пускает по миру. Гаев не способен приспособиться к жизни — он до смешного непрактичен. Смешон «облезлый барин» Петя Трофимов, который говорит, что надо работать, а сам — «вечный студент», высокопарно говорит о дороге в будущее и не может найти калоши.
Чисто комедийные персонажи — комедиантка Шарлотта и Пищик, ведущий свой род от лошади Калигулы. Есть грубо-комические, фарсовые элементы: Петя падает с лестницы, Епиходов ломает кий, Варя, замахиваясь на Епиходова, бьет по Лопахину.
Чехов, настаивая на комедийном жанре, хотел снять серьезность, драматичность в восприятии судеб своих героев. Не рок, как в трагедии, не столкновение сильных характеров, как в драме, — они сами виновны в том, как складывается их жизнь.