Почему Петербург — город, в котором «невозможно быть»? Какие библейские ассоциации характеризуют Петербург как «город грехов»? Кто из русских классиков XIX века
С первой страницы и до конца романа Петербург предстает городом, в котором «невозможно быть»: «вонь из распивочных», грязь, пыль, духота, назойливый желтый цвет, толпы людей. Писатель сознательно усиливает неприятные приметы города, придавая ему черты современного Вавилона — «города грехов», библейского символа столпотворения народов, города разврата.
Вавилонское столпотворение становится для Достоевского символом разобщенности людей. Разврат — итогом безверия, утраты нравственных ориентиров. Еще А. Бестужев-Марлинский, русский романтик первой половины XIX века, назвал Петербург «роскошным Вавилоном».
Несмотря на то что между Петербургом Гоголя и Достоевского есть отличия, все же Гоголь первым показал Петербург как бесовский город — город иллюзий, обмана, лицемерия, в котором возможно все. Он создал «петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» — в каждой Петербург является действующим лицом, и в другом городе не могло бы совершаться описанное там действие.
Как и Ф.М. Достоевский Н. Некрасов изобразил Петербург городом страданий и унижений. Сюжеты, подобные показанным в романе «Преступление и наказание» , стали основой стихотворного цикла «На улице».
В 1864—1866 годах, в одно время с «Преступлением и наказанием», в «Отечественных записках» печатался роман В. Крестовского «Петербургские трущобы». Создавая этот роман, автор специально изучал петербургские судебные архивы, воровские притоны, дома бедноты.
Вавилонское столпотворение становится для Достоевского символом разобщенности людей. Разврат — итогом безверия, утраты нравственных ориентиров. Еще А. Бестужев-Марлинский, русский романтик первой половины XIX века, назвал Петербург «роскошным Вавилоном».
Несмотря на то что между Петербургом Гоголя и Достоевского есть отличия, все же Гоголь первым показал Петербург как бесовский город — город иллюзий, обмана, лицемерия, в котором возможно все. Он создал «петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» — в каждой Петербург является действующим лицом, и в другом городе не могло бы совершаться описанное там действие.
Как и Ф.М. Достоевский Н. Некрасов изобразил Петербург городом страданий и унижений. Сюжеты, подобные показанным в романе «Преступление и наказание» , стали основой стихотворного цикла «На улице».
В 1864—1866 годах, в одно время с «Преступлением и наказанием», в «Отечественных записках» печатался роман В. Крестовского «Петербургские трущобы». Создавая этот роман, автор специально изучал петербургские судебные архивы, воровские притоны, дома бедноты.