Мистецтво бароко в Україні, як і в інших країнах, було надзвичайно різноманітним і за тематикою, і за художніми засобами. В українській поезії цього напряму були і трагічні теми, і песимістична проблематика ілюзорності, плинності буття, але визначальною стала тема протистояння людини і смерті. Навіть загроза пекла не вважалася непереборною. Так, у п'єсі Григорія Кониського «Воскресіння мертвих» нездоланність сил життя порівнювалася з вічним відродженням Природи. У гравюрі Л. Крижоновича з гербом Лазаря Барановича ідея перемоги життя над смертю утверджується через зображення фенікса та квочки, що висиджує курчат, через образ черепів, крізь які проростають рослини, а смерть зображено як гілку, що прищеплена до могутнього дерева.
В нечеловеческих условиях «зоны» Ивану Денисовичу помогают выживать те его качества, которые во многом связаны с его крестьянским происхождением: народная мудрость и смекалка, трудолюбие, выносливость, доброта.
Иван Денисович прекрасно понимает бесполезность борьбы с лагерной системой, сопротивление лишь отнимает у человека силы, необходимые для выживания: «...кряхти да гнись. А упрешься – переломишься».
Шухов на всю жизнь запомнил слова бригадира Кузёмина: «первым в лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Уметь подавлять в себе животное начало, трудиться во имя интересов бригады и не доносить на сокамерников – главные принципы выживания, которые Иван Денисович свято соблюдает.
Шухов умеет быть полезным другим заключенным, зарабатывая себе тем самым дополнительную еду. Ему свойственна природная осторожность: он старается лишний раз не попадаться на глаза надзирателям. За годы отсидки он заработал себе уважение в коллективе, которое тоже является фактором выживания.
Солженицын показывает на примере остальных персонажей и другие способы существования в лагере, но именно Иван Денисович вызывает наибольшее уважение и сочувствие у читателя.
Мистецтво бароко в Україні, як і в інших країнах, було надзвичайно різноманітним і за тематикою, і за художніми засобами. В українській поезії цього напряму були і трагічні теми, і песимістична проблематика ілюзорності, плинності буття, але визначальною стала тема протистояння людини і смерті. Навіть загроза пекла не вважалася непереборною. Так, у п'єсі Григорія Кониського «Воскресіння мертвих» нездоланність сил життя порівнювалася з вічним відродженням Природи. У гравюрі Л. Крижоновича з гербом Лазаря Барановича ідея перемоги життя над смертю утверджується через зображення фенікса та квочки, що висиджує курчат, через образ черепів, крізь які проростають рослини, а смерть зображено як гілку, що прищеплена до могутнього дерева.
Иван Денисович прекрасно понимает бесполезность борьбы с лагерной системой, сопротивление лишь отнимает у человека силы, необходимые для выживания: «...кряхти да гнись. А упрешься – переломишься».
Шухов на всю жизнь запомнил слова бригадира Кузёмина: «первым в лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Уметь подавлять в себе животное начало, трудиться во имя интересов бригады и не доносить на сокамерников – главные принципы выживания, которые Иван Денисович свято соблюдает.
Шухов умеет быть полезным другим заключенным, зарабатывая себе тем самым дополнительную еду. Ему свойственна природная осторожность: он старается лишний раз не попадаться на глаза надзирателям. За годы отсидки он заработал себе уважение в коллективе, которое тоже является фактором выживания.
Солженицын показывает на примере остальных персонажей и другие способы существования в лагере, но именно Иван Денисович вызывает наибольшее уважение и сочувствие у читателя.