Изображение внутреннего мира художника. Выражение красоты художественного замысла автора. Пересоздание мира и человека по законам искусства. Элитарность
Перенос внимания с воли автора на сотворчество зрителя. Апелляция к массовому сознанию
Предмет искусства
Авторский мир художника, мир его мимолётных впечатлений (импрессионизм), представлений о таинственной сущности мира (символизм), мир его переживаний (экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм), его идей об универсальных закономерностях (от Сезанна до супрематизма), о бессознательном (сюрреализм), его представлений о путях преобразования и проектирования мира и человека (футуризм, конструктивизм, интернациональный стиль в архитектуре)
Создание ситуации сотворчества, игры, сопереживания, так называемая постмодернистская чувствительность. Возможность множественности интерпретаций
Автор
На первом месте индивидуальный художественный стиль автора. Свобода авторского самовыражения и эксперимента
Отстранение от демонстрации авторской позиции
Отношение к сюжету
Отказ от сюжета. В центре внимания художественная выразительность, которая достигается с помощью цвета, линий, композиции (элементов художественной формы)
Многовариантность (развитие сюжета по разным линиям). Цитатность, многоплановость сюжета, использование языков различных эпох и стилей
Способы выражения художественного замысла
Символ (соединение образа с невыразимой идеей). Знак. Утверждение художественных средств (цвет, линия, композиция) как самодостаточных
Демонстрация художественных методов как правил игры. Симулякр (имитация), ремейк (воспроизведение)
Жанры
Размывание границ между жанрами. Синтетические композиции
Игра с различными классическими и модернистскими жанровыми формами, создание новых синтетических форм
Критерий сравнения
Модернизм
Постмодернизм
Период
1880—1960
1970—1980
Ведущий художественный принцип
Изображение внутреннего мира художника. Выражение красоты художественного замысла автора. Пересоздание мира и человека по законам искусства. Элитарность
Перенос внимания с воли автора на сотворчество зрителя. Апелляция к массовому сознанию
Предмет искусства
Авторский мир художника, мир его мимолётных впечатлений (импрессионизм), представлений о таинственной сущности мира (символизм), мир его переживаний (экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм), его идей об универсальных закономерностях (от Сезанна до супрематизма), о бессознательном (сюрреализм), его представлений о путях преобразования и проектирования мира и человека (футуризм, конструктивизм, интернациональный стиль в архитектуре)
Создание ситуации сотворчества, игры, сопереживания, так называемая постмодернистская чувствительность. Возможность множественности интерпретаций
Автор
На первом месте индивидуальный художественный стиль автора. Свобода авторского самовыражения и эксперимента
Отстранение от демонстрации авторской позиции
Отношение к сюжету
Отказ от сюжета. В центре внимания художественная выразительность, которая достигается с помощью цвета, линий, композиции (элементов художественной формы)
Многовариантность (развитие сюжета по разным линиям). Цитатность, многоплановость сюжета, использование языков различных эпох и стилей
Способы выражения художественного замысла
Символ (соединение образа с невыразимой идеей). Знак. Утверждение художественных средств (цвет, линия, композиция) как самодостаточных
Демонстрация художественных методов как правил игры. Симулякр (имитация), ремейк (воспроизведение)
Жанры
Размывание границ между жанрами. Синтетические композиции
Игра с различными классическими и модернистскими жанровыми формами, создание новых синтетических форм