Когда свирепствует ветер Ибэ, никакой обход границы невозможен – ветер валит с ног… На всём протяжении Джунгарских ворот ни на китайской, ни на русской стороне нет населённых пунктов кроме пограничных пикетов, нет ни посевов, ни даже огородов, потому что ветер слишком силён
Джунгарские ворота известны местному населению тем, что по ним в холодное время года дуют страшной силы ветры, называемые "ибэ"… "Ибэ" дует периодически день-два, иногда неделю, а потом на некоторое время затихает. Из-за этого ветра в Джунгарских воротах нет ни одной зимовки кочевников, а пограничные посты вдоль русско-китайской границы, которая идёт вдоль ворот, прячутся от ветра в горных долинах той и другой сторон… Сила ветра, по словам киргиз, действительно такова, что идти против него даже навьюченный, т.е. тяжёлый верблюд совершенно не может".
Не все знают, что в самом центре Алматы находится уникальный музей народных инструментов, один из пяти подобных в мире. Уникален он не только для Казахстана, но для всей Центральной Азии. В стенах музея имени Ыхласа хранится внушительная коллекция экспонатов – от древних инструментов кочевых племён до новых, созданных молодыми казахстанскими мастерами.
Архитектура и история здания
Расположен музей между Парком имени 28 гвардейцев-панфиловцев и Домом армии Республики Казахстан (бывший Дом офицеров). Первоначально здание предназначалось для клуба офицерского состава, музеем оно стало только в 1983 году, когда Республиканскому музею народных музыкальных инструментов Казахской ССР пришлось искать помещение побольше. До музея помещение использовалось в качестве клуба для офицерского состава, здесь проводились приёмы и встречи, когда-то в здании даже был кинотеатр "Красная звезда".Само здание – пример старорусского деревянного зодчества с использованием "ропетовского стиля". Построено оно было по проекту архитектора Андрея Зенкова в одно время со строительством Вознесенского собора – в 1908 году. В 1979 году в деревянную резьбу были добавлены казахские национальные узоры: "ағаш" (дерево), "шынжара" (бегущие волны), "үзілмес" (вьющийся стебель), "өткізбе" (роговидный завиток). Сейчас здание входит в список памятников истории и культуры, охраняемых государством.
В 1990 году название музея изменили – дали ему имя народного композитора-кюйши, одного из основоположников школы кобыза и известного казахского музыканта XIX-XX веков – Ыхласа Дукенулы.
Экспозиция
Всего в фонде музея насчитывается 1264 экспоната, из них в экспозиционных залах выставлены 350. Значительная часть инструментов (домбры, кобызы, кепшики (кепшік), дангыра (даңғыра) были переданы из Центрального государственного музея Казахстана и областных музеев. Часть инструментов в экспозиции была найдена во время археологических раскопок и научных работ по воссозданию древних инструментов по этнографическим документам. Некоторые инструменты были подарены музею простыми гражданами и посольствами.
Всего в музее семь залов, пять из них посвящены казахским инструментам: зал народной музыки, зал духовых и ударно-шумовых инструментов, зал мемориальных музыкальных инструментов, зал кобыза, зал мастеров-изготовителей, зал музыкальных инструментов тюркоязычных стран и зал инструментов народов мираПервый зал – "Вводный" – место для знакомства с казахскими инструментами. Здесь хранятся одни из самых древних инструментов – кобыз (қобыз), керней – духовой инструмент, которым пользовались в военные целях, для оповещения армии об атаке, духовой инструмент из глины – уулдек, шаманский жезл, один из главных атрибутов ритуальных танцев – асатяк (асатаяқ) и огромный барабан – дабыл. Кроме инструментов здесь можно увидеть петроглиф на камне с изображением танцоров и домбры "Таңбалы тас", который нашли в 1983 году в Жезказганской области. Весит этот камень с рисунком пять тонн и относится к периоду палеолита – 3-4 тысячелетие до н.э. Ещё один интересный экспонат в зале – "Бақсы тас" – "шаманский камень" (6-8 века), найденный Алькеем Магуланом.
"Зал кобыза". С кобызом связано много легенд: кто-то говорил, что инструмент мог связывать живой мир с миром умерших и духов, кто-то использовал инструмент для того, чтобы передать эмоции, в частности, печаль и боль. В экспозиции музея есть примеры как кыл-кобызов (қылқобыз), так и наркобызов. Кыл-кобыз по размеру меньше, чем наркобыз, используется инструмент для исполнения лирических произведений. Самый старый кобыз – наркобыз баксы Жараса 16 века – представлен в музее в оригинальном состоянии. Баксы Жарас был не только кобызистом, но и шаманом-целителем. После его смерти инструмент передавали друг другу его потомки. Также в музее можно увидеть кобызы таких баксы, как Мекенбая Койбагарулы, Зерегуля и кюйши-кобызистов – Жаппаса Каламбаева, Даулета Мыктыбаева, Аукена Байбусынова и др.
Отдельный зал посвящён домбре. Здесь хранятся 25 инструментов, которые когда-то принадлежали Курмангазы Сагырбайулы, Акану Сери, Абаю Кунанбаеву, Жамбылу Жабаеву, Шакариму Кудайбердиеву, Дине Нурпеисовой, Нартаю Бекежанову, Ахмету Байтурсынову и Биржан-сала. В зале мастеров-изготовителей можно увидеть, как выглядел жетиген (жетіген) в оригинальном дизайне (с семью струнами), древние уулдеки, саз-сырнаи, шанкобызы (шаңқобыз) и разновидности шаманских асатаяков. Практически с каждым народным инструментом связаны легенды и мифы – все их можно узнать во время экскурсии.
Когда свирепствует ветер Ибэ, никакой обход границы невозможен – ветер валит с ног… На всём протяжении Джунгарских ворот ни на китайской, ни на русской стороне нет населённых пунктов кроме пограничных пикетов, нет ни посевов, ни даже огородов, потому что ветер слишком силён
Джунгарские ворота известны местному населению тем, что по ним в холодное время года дуют страшной силы ветры, называемые "ибэ"… "Ибэ" дует периодически день-два, иногда неделю, а потом на некоторое время затихает. Из-за этого ветра в Джунгарских воротах нет ни одной зимовки кочевников, а пограничные посты вдоль русско-китайской границы, которая идёт вдоль ворот, прячутся от ветра в горных долинах той и другой сторон… Сила ветра, по словам киргиз, действительно такова, что идти против него даже навьюченный, т.е. тяжёлый верблюд совершенно не может".
Объяснение:
Что там есть, и зачем идти?
Не все знают, что в самом центре Алматы находится уникальный музей народных инструментов, один из пяти подобных в мире. Уникален он не только для Казахстана, но для всей Центральной Азии. В стенах музея имени Ыхласа хранится внушительная коллекция экспонатов – от древних инструментов кочевых племён до новых, созданных молодыми казахстанскими мастерами.
Архитектура и история здания
Расположен музей между Парком имени 28 гвардейцев-панфиловцев и Домом армии Республики Казахстан (бывший Дом офицеров). Первоначально здание предназначалось для клуба офицерского состава, музеем оно стало только в 1983 году, когда Республиканскому музею народных музыкальных инструментов Казахской ССР пришлось искать помещение побольше. До музея помещение использовалось в качестве клуба для офицерского состава, здесь проводились приёмы и встречи, когда-то в здании даже был кинотеатр "Красная звезда".Само здание – пример старорусского деревянного зодчества с использованием "ропетовского стиля". Построено оно было по проекту архитектора Андрея Зенкова в одно время со строительством Вознесенского собора – в 1908 году. В 1979 году в деревянную резьбу были добавлены казахские национальные узоры: "ағаш" (дерево), "шынжара" (бегущие волны), "үзілмес" (вьющийся стебель), "өткізбе" (роговидный завиток). Сейчас здание входит в список памятников истории и культуры, охраняемых государством.
В 1990 году название музея изменили – дали ему имя народного композитора-кюйши, одного из основоположников школы кобыза и известного казахского музыканта XIX-XX веков – Ыхласа Дукенулы.
Экспозиция
Всего в фонде музея насчитывается 1264 экспоната, из них в экспозиционных залах выставлены 350. Значительная часть инструментов (домбры, кобызы, кепшики (кепшік), дангыра (даңғыра) были переданы из Центрального государственного музея Казахстана и областных музеев. Часть инструментов в экспозиции была найдена во время археологических раскопок и научных работ по воссозданию древних инструментов по этнографическим документам. Некоторые инструменты были подарены музею простыми гражданами и посольствами.
Всего в музее семь залов, пять из них посвящены казахским инструментам: зал народной музыки, зал духовых и ударно-шумовых инструментов, зал мемориальных музыкальных инструментов, зал кобыза, зал мастеров-изготовителей, зал музыкальных инструментов тюркоязычных стран и зал инструментов народов мираПервый зал – "Вводный" – место для знакомства с казахскими инструментами. Здесь хранятся одни из самых древних инструментов – кобыз (қобыз), керней – духовой инструмент, которым пользовались в военные целях, для оповещения армии об атаке, духовой инструмент из глины – уулдек, шаманский жезл, один из главных атрибутов ритуальных танцев – асатяк (асатаяқ) и огромный барабан – дабыл. Кроме инструментов здесь можно увидеть петроглиф на камне с изображением танцоров и домбры "Таңбалы тас", который нашли в 1983 году в Жезказганской области. Весит этот камень с рисунком пять тонн и относится к периоду палеолита – 3-4 тысячелетие до н.э. Ещё один интересный экспонат в зале – "Бақсы тас" – "шаманский камень" (6-8 века), найденный Алькеем Магуланом.
"Зал кобыза". С кобызом связано много легенд: кто-то говорил, что инструмент мог связывать живой мир с миром умерших и духов, кто-то использовал инструмент для того, чтобы передать эмоции, в частности, печаль и боль. В экспозиции музея есть примеры как кыл-кобызов (қылқобыз), так и наркобызов. Кыл-кобыз по размеру меньше, чем наркобыз, используется инструмент для исполнения лирических произведений. Самый старый кобыз – наркобыз баксы Жараса 16 века – представлен в музее в оригинальном состоянии. Баксы Жарас был не только кобызистом, но и шаманом-целителем. После его смерти инструмент передавали друг другу его потомки. Также в музее можно увидеть кобызы таких баксы, как Мекенбая Койбагарулы, Зерегуля и кюйши-кобызистов – Жаппаса Каламбаева, Даулета Мыктыбаева, Аукена Байбусынова и др.
Отдельный зал посвящён домбре. Здесь хранятся 25 инструментов, которые когда-то принадлежали Курмангазы Сагырбайулы, Акану Сери, Абаю Кунанбаеву, Жамбылу Жабаеву, Шакариму Кудайбердиеву, Дине Нурпеисовой, Нартаю Бекежанову, Ахмету Байтурсынову и Биржан-сала. В зале мастеров-изготовителей можно увидеть, как выглядел жетиген (жетіген) в оригинальном дизайне (с семью струнами), древние уулдеки, саз-сырнаи, шанкобызы (шаңқобыз) и разновидности шаманских асатаяков. Практически с каждым народным инструментом связаны легенды и мифы – все их можно узнать во время экскурсии.
Объяснение: