Задача 1. «Он как-то так строил уроки, что сам не выделялся как человек всезнающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным. Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души, можно даже сказать - уважения к себе. На уроках он всегда старался использовать максимальные возможности каждого ученика. И нам иногда казалось, что он только присутствует на уроке, а ведем его - мы. Он никогда не говорил нам: «Этого не будет!» Если мы не правы, он направляет, убеждает, доказывает, требует. Советуется с нами, когда ему самому что-то неясно. Он не играет в «педагогическую прозорливость», а живет с нами»,- пишет о любимом учителе ученица1 . Определите стиль и стратегию педагогического общения. Задача 2. Идет урок. Учитель спрашивает - дети отвечают. - А ты, Коля, почему руку не поднимаешь? Опять не слушал? Смотри, как другие ребята работают. Оксана уже три примера решила, а ты все еще над первым копошишься. Мальчик вздрагивает. Тяжелое чувство стыда пригибает детскую фигурку к парте. «Откуда она взяла, что я не слушал,- с тоской думает Коля.- Слушал я, все время слушал, да только понять не могу». А урок продолжается. Дав задание классу, учительница подходит к Коле. Тетрадная страница размалевана бессвязными каракулями. Учительница вздыхает. Таких, как он, в классе еще четверо. Они тоже размазывают по тетради что-то бессмысленное, тоже молят глазами, нет, не о похвале, что так щедро раздается другим, но хотя бы о снисхождении. Определите стиль и стратегию педагогического общения. Задача 3. На методическом объединении учителей истории опытный педагог делится своими мыслями: - Когда веду урок, всегда мысленно вижу отличника - как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике - понимает ли он меня, все ли усвоил? Долгое время меня беспокоила Элла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Приглядевшись к ней, я увидела, что Элла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у нее не поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть ее? Решила поручить ей подготовить доклад. Несколько вечеров сидели над книгами вместе. Элла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: вот так тихоня! За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории. Определите стиль и стратегию педагогического общения. Задача 4. В IX класс вошла учительница биологии. Поздоровавшись, села за стол и открыла классный журнал. Вдруг скрипнула дверь, и через порог по-лягушечьи скакнул ученик. Учительница опешила. Класс мгновенно замер. Что-то будет. Ребята завозились, предвкушая скандал. Но минута, вторая учительница подождала, пока озорник сел на место, и добавила спокойным голосом: - Продолжим урок. Как я вам уже сказала... Действительно, как позже оказалось, на этом «пустячке» не стоило заострять внимание. Весь сыр-бор разгорелся по вине девочек. Им взбрело в голову обвинить смирного парнишку в трусости. Тот заартачился. Они потребовали доказательства, что он не трус, и придумали для него экзамен - войти в класс на четвереньках. И парнишка совершил то, в чем искренне раскаялся. Что ни говорите, но это победа на маленьком пятачке школьной жизни. Определите стиль и стратегию педагогического общения.
Сказка о труде.
Пришла золотая осень. Сеет частый дождь. Нет больше цветов. Нет мягкой травы. Все желто стало.
В саду сыро. Нельзя гулять. Мама сидит у окна и шьёт. Варя сидит подле неё и смотрит в окно.
— Скучный дождь, нельзя гулять! — пищит Варя.
— Не все гулять, надо и дело делать. Возьми нитки. Вяжи.
— Лень!
Мама молчит и шьёт.
— Мама, скажи сказку! — снова пищит Варя.
— Изволь, слушай! Взошло солнце. Встал ото сна труд. Взялся за дело.
А лень лежит, пальцем не двинет. День Солнце идет на закат. «Пора и
тебе, труд, отдых дать. Бери свою плату; сытно поешь, вкусно попей и крепко усни
до утра!»
— И я есть хочу, и я пить хочу! — пищит лень.
— А на что ты купишь питье и еду? Где твое дело? За что дать тебе плату? Труд поел-попил, лег и сладко уснул до утра. А лень голод томит, жажда томит, и сон на ум не идет. А как быть? Кто дела не делал, тот не проси и кушать!
— Мама, — просит Варя, — дайка мне нитки; я буду вязать; а то скоро и обед!
Писатели-сказочники других стран: братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, С. Лагерлеф, Л. Лингрен.
1. Сельма Оттилия Лувиса Лагер.теф — шнедс-кая писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе.
2. Родилась 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка (лен Вермланд). Отец — Эрик Густав
Лагерлеф (1819-1885), отставной военный, мать — Элизабет Ловиса Вальрот (1827-1915), учительница. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлеф оказала среда ее детства, проведенною в одной из самых живописных областей Центральной Швеции — Вермланде.
3. В трехлетием возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали их больной девочке, лишенной других детских развлечений. Сельма тяжело пережила смерть бабушки в 1863 году, ей казалось, что захлопнулась дверь в целый мир.
4. В 1867 году Сельма переехала в Стокгольм для лечении в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. Уже в это время она лелеяла мысль о собственном литературном творчестве. В автобиографической новелле «Сказка о сказке» (1908) Лагерлеф описала свои попытки детского творчества. Но, встав на ноги, Сельма должна была задуматься о том. как зарабатывать на жизнь. Семья к тому времени совсем обеднела.
5. В 1881 году Лагерлеф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году. В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции.
6. Центральное произведение Сельмы Лагерлеф — сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906—1907) вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, ее географии и исщрии, легендах и культурных традициях. Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой Кнебекайзе, на спине' гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но по не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссонс просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу; как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек — не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Оосы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком. Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлеф была избрана почетным доктором Уплсальского университета, в 1914 году стала членом Шведской академии.
7. В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения».