Есть одна гениальная по своей многозначительности фраза Мухтара Ауэзова: «В Абае приоритетно превалирует восточное, а не западное» («Абайдың батысынан шығысы басым»). Нам же более знаком Абай как пропагандист сближения с западной цивилизацией. Ауэзов адресует нам еще одно важное замечание: «Он был всегда до самого последнего времени занят изучением древних трактатов восточных мудрецов». Абай в своих произведениях часто цитирует или прямо ссылается на ученых древности. Один из них – Дауани Гуламахи. Истинное имя средневекового мудреца Жалал-ад-дин Мухаммед ибн Асхад ад-Дауани. Его классические труды по философии, этике, логике, астрономии, алгебре, поэзии были хорошо известны Абаю Кунанбаеву.
Еще одна весьма существенная черта творчества Абая, которая намеренно ретушировалась в предшествовавшие годы, – его религиозность. Мы зачастую не замечаем того, что до сих пор продолжаем смотреть на великого поэта с позиций атеиста. Были даже исследования, в которых некие псевдоученые «успешно» доказывали, что воззрения поэта глубже и прогрессивнее, чем некие установки ислама, и т. д.
Сейчас, когда существование Творца не отрицается последними достижениями науки, мы должны подойти к таким во серьезнее. Ведь вера Абая естественна и глубоко осознанна, она пронизывает его поэзию, она направляет и наставляет, она реалистична и убедительна:
«Природа смертна, человек –
бессмертен,
Даже если он не может
повернуть время вспять.
Отделение друг от друга «я»
и «моего» –
Несведущие по неведению
назвали «смертью».
Вековая мудрость предков
Еще один стереотип, от которого нам следует отказаться, – это так называемая навязанная нам «младописьменность». Якобы некоторые народы, к числу которых причисляли и казахов, получили письменность совсем недавно, а грамотность – ее вообще от «красных советов» в подарок унаследовали. И были мы «устноговорящим и устнообщающимся» племенем с устным фольклором и устным литературным языком. Пока не научились писать. Сегодня мы знаем, что это полная чушь. Но научно это еще не обосновали и не показали в виде стройной концепции с выверенной системой аргументации.
Ведь устойчивая письменная традиция существовала в Великой степи на протяжении многих веков. Руника последовательно трансформировалась в арабографическую вязь, которая связала воедино и общетюркский литературный язык «тюркú», на котором наши предки писали поэмы и дастаны-кисса, научные трактаты и религиозные труды, официальные письма и распоряжения правителей, и родную речь.
Если внимательно проанализировать центральную концепцию Абая о совершенном человеке «толық адам», то становится очевидным ее категориальная и последовательная связь с идеологией «Хикметов» Ходжи Ахмета Яссауи, с суфийско-мусульманской мировоззренческо-поведенческой установкой «кемель адам», в свою очередь, непосредственно восходящей к теории «камиль инсан» Жусупа Баласагуна, тысячелетие которого отмечалось несколько лет назад под эгидой ООН.
С другой стороны, «Кутадгу Билиг» Баласагуна, несомненно, базируется на глубоком знании серии статей аль-Фараби «аль-Мадина аль-Фадиль». Об этом обоснованно писал в свое время турецкий тюрколог Рашиди Арат. А известный философ-антрополог Клод Леви-Стросс пошел еще дальше. Он доказал, что концепция демократической системы управления государством эпохи возрождения Европы напрямую связана и зиждется на научно разработанной системе «добродетельного города-государства» Абу Насра аль-Фараби.
И самое примечательное заключается в том, что вековая мудрость наших предков последовательно заимствовалась последующими поколениями мыслителей, поэтов и ученых на протяжении более чем тысячелетнего периода. Одна из самых прогрессивных концепций демократического общежития начиная с IX века нашей эры и европейского Ренессанса, апробированная веками, передавалась из поколения в поколение. И до сих пор живет в сознании и культуре казахского народа – в поэзии Абая и его последователей.
Реализуя начинание Главы государства, мы познаем не только себя, но и мир. Мир великих предков, мир будущего и современности, мир Абая
Для меня мой дом – это воплощения тепла и уюта. Это двухэтажное здание всегда будет моей крепостью. Каждый раз, когда я захожу вовнутрь меня встречает запах, свойственный моему дому – чаще всего это аромат домашней маминой выпечки, и тепло, исходящее от моей искренней семьи. Моя комната играет для меня очень важную роль. Она небольшая, но очень уютная. На стенах развешаны фотографии меня и моих близких, и флаги разных стран. Возле окна стоит кровать, тумбочка, письменный стол и книжный шкаф. Я люблю читать, поэтому его полки регулярно пополняются какой-то интересной новой литературой. В своей комнате я провожу достаточно много времени – читаю, рисую, смотрю фильмы и делаю уроки. Несмотря на это, атмосфернее всего проводить вечера в гостиной с родителями, обсуждая у кого как день и какие планы на следующий. В моём доме очень красивая кухня. Именно в этой комнате мама творит кулинарные чудеса.
За нашим домом очень красивый сад. Летом, я люблю выходить и сидеть в беседке, наслаждаясь вечерней прохладой. Также, у нас в саду растёт невероятно красивые розы, за которыми так усердно ухаживает моя мама. Петунии, гортензии, васильки, ромашки – все эти цветы украшают наше хозяйство. Моё любимое дерево в нашем дворе – старый абрикос. Забавно заметить, что он рос вместе со мной, ведь папа посадил его, когда я родился. В сезон мама всегда собирает с него плоды и делает варенье. Я всегда отцу по хозяйству во дворе, ведь летом там всегда собирается очень работы. Мы часто жарим с ним шашлыки – такое традиционное в нашей семье летнее блюдо. Также, у нас есть бассейн и поэтому иногда я приглашаю к себе друзей.
В этом доме я живу с самого и детства и могу с лёгкостью сказать, что он меня сформировал мои привычки и в некоем роде меня воспитал. Когда дома всё хорошо, ты чувствуешь поддержку и надёжность, ведь именно в этом месте находишь правильные решения в трудную минуту и забываешь о неприятностях. Мне очень нравится выражение: «В гостях хорошо, а дома лучше». Мне всегда хочется возвращаться домой, где бы я не был и что бы не делал. Каждый человек обязан ценить свой дом, потому что это место и есть смысл нашего существования.
Есть одна гениальная по своей многозначительности фраза Мухтара Ауэзова: «В Абае приоритетно превалирует восточное, а не западное» («Абайдың батысынан шығысы басым»). Нам же более знаком Абай как пропагандист сближения с западной цивилизацией. Ауэзов адресует нам еще одно важное замечание: «Он был всегда до самого последнего времени занят изучением древних трактатов восточных мудрецов». Абай в своих произведениях часто цитирует или прямо ссылается на ученых древности. Один из них – Дауани Гуламахи. Истинное имя средневекового мудреца Жалал-ад-дин Мухаммед ибн Асхад ад-Дауани. Его классические труды по философии, этике, логике, астрономии, алгебре, поэзии были хорошо известны Абаю Кунанбаеву.
Еще одна весьма существенная черта творчества Абая, которая намеренно ретушировалась в предшествовавшие годы, – его религиозность. Мы зачастую не замечаем того, что до сих пор продолжаем смотреть на великого поэта с позиций атеиста. Были даже исследования, в которых некие псевдоученые «успешно» доказывали, что воззрения поэта глубже и прогрессивнее, чем некие установки ислама, и т. д.
Сейчас, когда существование Творца не отрицается последними достижениями науки, мы должны подойти к таким во серьезнее. Ведь вера Абая естественна и глубоко осознанна, она пронизывает его поэзию, она направляет и наставляет, она реалистична и убедительна:
«Природа смертна, человек –
бессмертен,
Даже если он не может
повернуть время вспять.
Отделение друг от друга «я»
и «моего» –
Несведущие по неведению
назвали «смертью».
Вековая мудрость предков
Еще один стереотип, от которого нам следует отказаться, – это так называемая навязанная нам «младописьменность». Якобы некоторые народы, к числу которых причисляли и казахов, получили письменность совсем недавно, а грамотность – ее вообще от «красных советов» в подарок унаследовали. И были мы «устноговорящим и устнообщающимся» племенем с устным фольклором и устным литературным языком. Пока не научились писать. Сегодня мы знаем, что это полная чушь. Но научно это еще не обосновали и не показали в виде стройной концепции с выверенной системой аргументации.
Ведь устойчивая письменная традиция существовала в Великой степи на протяжении многих веков. Руника последовательно трансформировалась в арабографическую вязь, которая связала воедино и общетюркский литературный язык «тюркú», на котором наши предки писали поэмы и дастаны-кисса, научные трактаты и религиозные труды, официальные письма и распоряжения правителей, и родную речь.
Если внимательно проанализировать центральную концепцию Абая о совершенном человеке «толық адам», то становится очевидным ее категориальная и последовательная связь с идеологией «Хикметов» Ходжи Ахмета Яссауи, с суфийско-мусульманской мировоззренческо-поведенческой установкой «кемель адам», в свою очередь, непосредственно восходящей к теории «камиль инсан» Жусупа Баласагуна, тысячелетие которого отмечалось несколько лет назад под эгидой ООН.
С другой стороны, «Кутадгу Билиг» Баласагуна, несомненно, базируется на глубоком знании серии статей аль-Фараби «аль-Мадина аль-Фадиль». Об этом обоснованно писал в свое время турецкий тюрколог Рашиди Арат. А известный философ-антрополог Клод Леви-Стросс пошел еще дальше. Он доказал, что концепция демократической системы управления государством эпохи возрождения Европы напрямую связана и зиждется на научно разработанной системе «добродетельного города-государства» Абу Насра аль-Фараби.
И самое примечательное заключается в том, что вековая мудрость наших предков последовательно заимствовалась последующими поколениями мыслителей, поэтов и ученых на протяжении более чем тысячелетнего периода. Одна из самых прогрессивных концепций демократического общежития начиная с IX века нашей эры и европейского Ренессанса, апробированная веками, передавалась из поколения в поколение. И до сих пор живет в сознании и культуре казахского народа – в поэзии Абая и его последователей.
Реализуя начинание Главы государства, мы познаем не только себя, но и мир. Мир великих предков, мир будущего и современности, мир Абая
Для меня мой дом – это воплощения тепла и уюта. Это двухэтажное здание всегда будет моей крепостью. Каждый раз, когда я захожу вовнутрь меня встречает запах, свойственный моему дому – чаще всего это аромат домашней маминой выпечки, и тепло, исходящее от моей искренней семьи. Моя комната играет для меня очень важную роль. Она небольшая, но очень уютная. На стенах развешаны фотографии меня и моих близких, и флаги разных стран. Возле окна стоит кровать, тумбочка, письменный стол и книжный шкаф. Я люблю читать, поэтому его полки регулярно пополняются какой-то интересной новой литературой. В своей комнате я провожу достаточно много времени – читаю, рисую, смотрю фильмы и делаю уроки. Несмотря на это, атмосфернее всего проводить вечера в гостиной с родителями, обсуждая у кого как день и какие планы на следующий. В моём доме очень красивая кухня. Именно в этой комнате мама творит кулинарные чудеса.
За нашим домом очень красивый сад. Летом, я люблю выходить и сидеть в беседке, наслаждаясь вечерней прохладой. Также, у нас в саду растёт невероятно красивые розы, за которыми так усердно ухаживает моя мама. Петунии, гортензии, васильки, ромашки – все эти цветы украшают наше хозяйство. Моё любимое дерево в нашем дворе – старый абрикос. Забавно заметить, что он рос вместе со мной, ведь папа посадил его, когда я родился. В сезон мама всегда собирает с него плоды и делает варенье. Я всегда отцу по хозяйству во дворе, ведь летом там всегда собирается очень работы. Мы часто жарим с ним шашлыки – такое традиционное в нашей семье летнее блюдо. Также, у нас есть бассейн и поэтому иногда я приглашаю к себе друзей.
В этом доме я живу с самого и детства и могу с лёгкостью сказать, что он меня сформировал мои привычки и в некоем роде меня воспитал. Когда дома всё хорошо, ты чувствуешь поддержку и надёжность, ведь именно в этом месте находишь правильные решения в трудную минуту и забываешь о неприятностях. Мне очень нравится выражение: «В гостях хорошо, а дома лучше». Мне всегда хочется возвращаться домой, где бы я не был и что бы не делал. Каждый человек обязан ценить свой дом, потому что это место и есть смысл нашего существования.
Объяснение: