Дві фірми конкурують між собою, вибираючи потрібну ціну. Їхні функції попиту мають вигляд відповідно: Q1=20-P1+0,5P2, Q2=20-P2+0,5P1. Граничні витрати обох фірм однакові і становлять: МС1=МС2=0. Припустимо, фірма №1 першою встановлює свою ціну. Визначити величину прибутку першої фірми.
Параметры равновесия данного рынка.
При равновесии Qd = Qs
100 -4P = -40 + 5P
9P = 140
Pравн = 15,56 - равновесная цена.
Подставляя цену в функцию спроса и функцию предложения, получаем равновесный объём.
100-4*15,56=-40+5*15,56
Qравн =37,8 - равновесный объем.
W = P*Q = 15,56*37,8 = 588,2 - доход продавца.
Правительство ввело потоварную дотацию на каждую проданную единицу товара в размере 5 руб.
Сдвиг кривой предложения вправо. Субсидирование всегда сопровождается чистыми потерями для общества.
Новая функция предложения: Qs = -40 + 5(P + 5)
100 -4P = -40 + 5(P + 5)
9P = 115
Pсубс.равн = 12,78 - новая равновесная цена.
Qсубс.равн = 48,89 - новый равновесный объем.
Сумма дотации, направленная из государственного бюджета.
Vбюджет = (15,56-12,78)*(48,89-37,8) = 2,78*11,09 = 30,8
Доля продавца в цене: 17,78-15,56 = 2,22.
Доля покупателя в цене: 15,56 – 12,78 = 2,78
Правительство ввело потоварный налог с каждой проданной единицы товара в размере 5 руб.
Для нахождения новой равновесной цены при введении налога с продажи изменяем функцию предложения:
100 -4P = -40 + 5(P - 5)
9P = 165
Pн.равн = 18,33 - новая равновесная цена.
Qн.равн = 26,67 - новый равновесный объем.
Разделение налогового бремени между потребителями и производителями зависит от эластичности кривых спроса и предложения.
Доля продавца в новой цене: 15,56 – 13,33 = 2,23.
Доля покупателя в новой цене: 18,33 – 15,56 = 2,77.
а)Продавец закупил новое оборудование,в результате,смог производить свой товар,экономя больше ресурсов,поэтому он понизил цену на свой товар,и спрос на его товар увеличился,покупатели перешли от других продавцов с более высокой ценой к нему,так его выручка возросла.
б)Фирму-поставщика ресурсов(стройматериалов) для строительной компании закрыли за долги и строительной компании пришлось заключить договор с другим поставщиком и далее закупать стройматериалы по более высокой цене,следовательно цена на услуги этой фирмы возросла и спрос на её услуги упал,потребители ушли от них к другим строительным компаниям,с более дешевыми ценами.Доход продавца сократился.
в)Две конкурирующие фирмы,например Кока-Кола и Пепси-Кола,создали 2 новые рекламные акции одновременно,или одновременно запустили схожий новый продукт(как Fanta и Mirinda) и тут неизвестно,что произойдет на рынке,люди могут отдать предпочтение одной из фирм в большей степени и у этой фирмы доход возрастет.