В зависимости от выбора первоначальной базовой цены на определенном конкретном участке графика спроса для расчета процентных изменений в формуле коэффициента ценовой эластичности спроса мы получим различную величину этого коэффициента. Причем в отдельных случаях коэффициенты, полученные на одном и том же участке кривой спроса, но при разных базовых ценах, могут свидетельствовать даже о разных типах эластичности. Для решения этой проблемы экономисты используют в качестве исходных не крайние, а средние уровни цен и объема спроса на данном участке кривой спроса. Тем самым эластичность определяется не в крайних точках ценового интервала, а в центральной (средней) точке данного участка графика спроса. Формула центральной (средней) точки для определения ценовой эластичности спроса имеет следующий вид: где Ed ср. — коэффициент ценовой эластичности спроса в центральной (средней) точке участка АВ кривой спроса; Рср. — цена в центральной точке участка АВ; Qd ср. — объем спроса в центральной точке участка АВ; РА — цена в крайней точке А участка АВ; РВ — цена в крайней точке В участка АВ; Qd A — объем спроса в крайней точке А участка АВ; Qd B — объем спроса в крайней точке В участка АВ. При рассмотрении всей кривой спроса на данный товар можно отметить, что тип ценовой эластичности спроса различается на отдельных участках. Обычно на верхних участках графика при сравнительно высоких ценах и низких объемах спроса наблюдается эластичный спрос, на нижних отрезках — неэластичный, а в какой-то точке между эластичными и неэластичными участками — единичный эластичный Сложно было!
Распределение реальной прибыли с дифференцированного налогообложения, системы трансфертных платежей и вмешательства государства в рыночные механизмы.
Данная политика государства преследует следующие цели:
сокращение неравенства доходов населения и повышение общего благосостояния;
ускорение темпов экономического роста в стране;
уменьшение количества бедного населения.
Процесс перераспределения доходов может осуществляться:
прямым методом. Денежные средства, полученные в результате налогообложения, аккумулируются в бюджете государства для дальнейшего осуществления трансфертных платежей;
косвенным методом. Сюда относят благотворительность, льготные налоги, бесплатное медицинское обслуживание или образование, осуществление государственного контроля цен и т.д.
Наиболее распространенные перераспределения доходов:
трансфертные платежи — пособия для малообеспеченной части населения: инвалиды, студенты, безработные, иждивенцы, престарелые;
управление ценами на продукцию с высокой степенью социальной важности;
применение индексации доходов и пособий как средства защиты от инфляции путем привязки к индексу потребительских цен;
прогрессивное налогообложение: увеличение эффективной налоговой ставки с ростом налогооблагаемой базы.
Недостатки
Такая государственная политика может не только не привести к желаемому эффекту, но и оказать негативное влияние:
процесс передачи доходов от состоятельных людей к малоимущим может выполняться «в дырявом ведре», что приведет к ухудшению благосостояния богатых, но не улучшит положение бедного слоя населения. Обязательно необходимо учитывать фактор эффективности, поскольку затраты государства на осуществление перераспределительных программ в значительной степени могут быть не оправданы;
возникновение непредвиденных побочных эффектов. Это обуславливает необходимость учета не только мгновенной выгоды от проведения социальных программ, но и долго перспективы. Так, например, большой размер и длительность выплаты пособий по безработице или особо нуждающимся демотивирует население к труду. Это оказывает отрицательное влияние не только на экономику страны, но и на социальную атмосферу в обществе.
Действия государства должны быть предельно осмотрительными. Размеры трансфертных платежей необходимо согласовывать с возможностями бюджета государства, иначе они рискуют стать факторами бюджетного дефицита и инфляции. Желаемого эффекта достигнуто не будет, поскольку выигрыш населения от выплаты пособий будет ликвидирован постоянным повышением цен.
Чрезмерное налогообложение может привести к подрыву рыночных стимулов и глубоко деформировать рыночный механизм. Это будет замедлению экономического роста, ускорению темпов инфляции и даже ухудшению материального положения малообеспеченных слоев населения, ради которого и проводилась политика перераспределения доходов.
Сложно было!
Перераспределение доходов
Распределение реальной прибыли с дифференцированного налогообложения, системы трансфертных платежей и вмешательства государства в рыночные механизмы.
Данная политика государства преследует следующие цели:
сокращение неравенства доходов населения и повышение общего благосостояния;
ускорение темпов экономического роста в стране;
уменьшение количества бедного населения.
Процесс перераспределения доходов может осуществляться:
прямым методом. Денежные средства, полученные в результате налогообложения, аккумулируются в бюджете государства для дальнейшего осуществления трансфертных платежей;
косвенным методом. Сюда относят благотворительность, льготные налоги, бесплатное медицинское обслуживание или образование, осуществление государственного контроля цен и т.д.
Наиболее распространенные перераспределения доходов:
трансфертные платежи — пособия для малообеспеченной части населения: инвалиды, студенты, безработные, иждивенцы, престарелые;
управление ценами на продукцию с высокой степенью социальной важности;
применение индексации доходов и пособий как средства защиты от инфляции путем привязки к индексу потребительских цен;
обязательное установление минимальной заработной платы;
прогрессивное налогообложение: увеличение эффективной налоговой ставки с ростом налогооблагаемой базы.
Недостатки
Такая государственная политика может не только не привести к желаемому эффекту, но и оказать негативное влияние:
процесс передачи доходов от состоятельных людей к малоимущим может выполняться «в дырявом ведре», что приведет к ухудшению благосостояния богатых, но не улучшит положение бедного слоя населения. Обязательно необходимо учитывать фактор эффективности, поскольку затраты государства на осуществление перераспределительных программ в значительной степени могут быть не оправданы;
возникновение непредвиденных побочных эффектов. Это обуславливает необходимость учета не только мгновенной выгоды от проведения социальных программ, но и долго перспективы. Так, например, большой размер и длительность выплаты пособий по безработице или особо нуждающимся демотивирует население к труду. Это оказывает отрицательное влияние не только на экономику страны, но и на социальную атмосферу в обществе.
Действия государства должны быть предельно осмотрительными. Размеры трансфертных платежей необходимо согласовывать с возможностями бюджета государства, иначе они рискуют стать факторами бюджетного дефицита и инфляции. Желаемого эффекта достигнуто не будет, поскольку выигрыш населения от выплаты пособий будет ликвидирован постоянным повышением цен.
Чрезмерное налогообложение может привести к подрыву рыночных стимулов и глубоко деформировать рыночный механизм. Это будет замедлению экономического роста, ускорению темпов инфляции и даже ухудшению материального положения малообеспеченных слоев населения, ради которого и проводилась политика перераспределения доходов.
Объяснение: