Валютное регулирование, осуществляемое Центральным банком РФ.
Валютное регулирование, осуществляемое Центральным банком РФ
Необходимость регулирования валютного курса связана с негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Снижение курса национальной валюты приводит к повышению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной национальной денежной валюты. При постоянном снижении курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не на издержки производства, а на падение курса национальной валюты. Снижение курса усиливает инфляцию.
Поддержание стабильного курса национальной валюты определяет стабильность цен, денежного обращения и является важнейшей функцией Центрального банка РФ.
Традиционно ЦБ РФ осуществляет регулирование валютным курсом с проведения денежно-кредитной политики,
– валютных интервенций.
На практике используются две основные формы валютной политики:
1. Дисконтная, или учетная политика. Помимо изменения условий рефинансирования коммерческих банков, используется для регулирования валютного курса и платежного баланса.
2. Девизная политика. Заключается в том, что ЦБ, покупая и продавая иностранную валюту (девиз), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы (валютные интервенции).
Смысл валютных интервенций ЦБ РФ заключается в том, что, приобретая на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) национальную валюту за счет официальных золотовалютных резервов, ЦБ увеличивает на нее с и, следовательно, ее курс. И наоборот, продажа ЦБ крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Кроме прямых мер валютного регулирования (дисконтной и девизной политики), на значение валютного курса оказывают влияние законодательные нормы. К этим нормам относятся:
1. Нормы налогового законодательства: налогообложение курсовых разниц, форма платежей налогов по валютным операциям, налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты.
2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития: законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны, требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу, норма обязательной продажи валютной выручки, ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость, регламентация государственных закупок (выбор поставщиков – отечественных или иностранных).
3. Нормы банковского законодательства: нормы обязательных резервов и форма их перечисления в ЦБ, требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте.
В настоящее время ЦБ РФ реализует т.н. управляемый плавающий курс рубля. Этот тип определения валютного курса связан с тем, что ежедневный курс рубля по отношению к основным иностранным валютам определяется в результате торгов (соотношения с и предложения соответствующих валют) на ММВБ. Основными участниками торгов являются КБ, финансовые институты и ЦБ РФ.
Федера́льная резе́рвная систе́ма (Federal Reserve System, ФРС, Федеральный резерв, FED) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки.В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти. ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.
С 2006 по 2014 год пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке. В феврале 2014 года его сменила Джанет Йеллен, которая в течение двух лет работала его заместителем. С 5 февраля 2018 года главой Федеральной резервной системы является Джером Пауэлл.
История ФРС
Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов, созданный Александром Гамильтоном в 1791 году. Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 года в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник — в 1873, 1893 и 1907 годах, — создала серьёзный с на создание централизованной банковской системы.
Хронология центральных банков США:
1791 — 1811: Первый банк Соединённых Штатов
1811 — 1816: Центральный банк отсутствовал
1816 — 1836: Второй банк Соединённых Штатов
1837 — 1862: «Эра свободных банков»
1863 — 1913: Национальные банки
1913 — настоящее время: Федеральная резервная система.
Создание третьего центрального банка
В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США через череду финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года. Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «не эластичной» валютой и недостатком ликвидности.
Вторая Гаагская конференция 2 (15) июня по 5 (18) октября 1907 года одобрила идею министра финансов России С.Ю.Витте о создании Международной валютной федеральной системы, чтобы обеспечить торговые и финансовые сношения между странами мира, основанные на наднациональной денежной единице, привязанной к золотому стандарту. В том же году представители 48 государств на заседании в Париже утвердили процедуру создания Международной финансовой системы с золотым пулом, в который каждая страна должна была внести определённую массу золота. Местом хранения мирового золота выбрали Нью-Йорк. Свои обязательства по отправке золота выполнили только Российская империя и Китай. Из России за океан было вывезено 48,6 тонны золота в 1908-1913 годах. Китайское золото вывозилось до свержения последнего правителя династии Цин в 1911 году.
В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.
Валютное регулирование, осуществляемое Центральным банком РФ.
Валютное регулирование, осуществляемое Центральным банком РФ
Необходимость регулирования валютного курса связана с негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Снижение курса национальной валюты приводит к повышению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной национальной денежной валюты. При постоянном снижении курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не на издержки производства, а на падение курса национальной валюты. Снижение курса усиливает инфляцию.
Поддержание стабильного курса национальной валюты определяет стабильность цен, денежного обращения и является важнейшей функцией Центрального банка РФ.
Традиционно ЦБ РФ осуществляет регулирование валютным курсом с проведения денежно-кредитной политики,
– валютных интервенций.
На практике используются две основные формы валютной политики:
1. Дисконтная, или учетная политика. Помимо изменения условий рефинансирования коммерческих банков, используется для регулирования валютного курса и платежного баланса.
2. Девизная политика. Заключается в том, что ЦБ, покупая и продавая иностранную валюту (девиз), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы (валютные интервенции).
Смысл валютных интервенций ЦБ РФ заключается в том, что, приобретая на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) национальную валюту за счет официальных золотовалютных резервов, ЦБ увеличивает на нее с и, следовательно, ее курс. И наоборот, продажа ЦБ крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Кроме прямых мер валютного регулирования (дисконтной и девизной политики), на значение валютного курса оказывают влияние законодательные нормы. К этим нормам относятся:
1. Нормы налогового законодательства: налогообложение курсовых разниц, форма платежей налогов по валютным операциям, налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты.
2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития: законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны, требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу, норма обязательной продажи валютной выручки, ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость, регламентация государственных закупок (выбор поставщиков – отечественных или иностранных).
3. Нормы банковского законодательства: нормы обязательных резервов и форма их перечисления в ЦБ, требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте.
В настоящее время ЦБ РФ реализует т.н. управляемый плавающий курс рубля. Этот тип определения валютного курса связан с тем, что ежедневный курс рубля по отношению к основным иностранным валютам определяется в результате торгов (соотношения с и предложения соответствующих валют) на ММВБ. Основными участниками торгов являются КБ, финансовые институты и ЦБ РФ.
Федера́льная резе́рвная систе́ма (Federal Reserve System, ФРС, Федеральный резерв, FED) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки.В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти. ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.
С 2006 по 2014 год пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке. В феврале 2014 года его сменила Джанет Йеллен, которая в течение двух лет работала его заместителем. С 5 февраля 2018 года главой Федеральной резервной системы является Джером Пауэлл.
История ФРС
Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов, созданный Александром Гамильтоном в 1791 году. Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона. С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 года в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник — в 1873, 1893 и 1907 годах, — создала серьёзный с на создание централизованной банковской системы.
Хронология центральных банков США:
1791 — 1811: Первый банк Соединённых Штатов
1811 — 1816: Центральный банк отсутствовал
1816 — 1836: Второй банк Соединённых Штатов
1837 — 1862: «Эра свободных банков»
1863 — 1913: Национальные банки
1913 — настоящее время: Федеральная резервная система.
Создание третьего центрального банка
В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США через череду финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года. Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «не эластичной» валютой и недостатком ликвидности.
Вторая Гаагская конференция 2 (15) июня по 5 (18) октября 1907 года одобрила идею министра финансов России С.Ю.Витте о создании Международной валютной федеральной системы, чтобы обеспечить торговые и финансовые сношения между странами мира, основанные на наднациональной денежной единице, привязанной к золотому стандарту. В том же году представители 48 государств на заседании в Париже утвердили процедуру создания Международной финансовой системы с золотым пулом, в который каждая страна должна была внести определённую массу золота. Местом хранения мирового золота выбрали Нью-Йорк. Свои обязательства по отправке золота выполнили только Российская империя и Китай. Из России за океан было вывезено 48,6 тонны золота в 1908-1913 годах. Китайское золото вывозилось до свержения последнего правителя династии Цин в 1911 году.
В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.