Центр Креативных Технологий ГлавнаяНаши технологииМетодыО насБиблиотекаКарта сайта Монополия и монополистическая конкуренция
При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и может сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем остается решение: какое количество товаров по данной цене он может купить.
Однако монополист не может произвольно повышать цену, так как с повышением цены спрос снижается, и если спрос эластичный (имеются товарозаменители, которые покупатель может приобрести по более низкой цене), то снижается и совокупная выручка. Поэтому монополист, если он хочет продать больше товаров, должен снижать цену.
Монополистическая (несовершенная) конкуренция встречается довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.
Пусть, например, на рынке представлены три предприятия (три подмножества продукции S1, S2, S3), каждое из которых удовлетворяет потребности трех групп потребителей (подмножества Zs1, Zs2, Zs3 - рыночные ниши этих предприятий). Отображения подмножеств продукции на множестве потребностей в общем случае будут пересекающимися. При этом множество потребностей расчленяется на восемь подмножеств (сегментов рынка):
Z1 - сегмент, в котором потребности могут быть удовлетворены продукцией каждого из трех предприятий. Если в этом сегменте рынка представлены соответственно все три предприятия, можно говорить об отсутствии (или об ограничении) монополии товаропроизводителей (в этом сегменте). Уход какого-либо предприятия с рассматриваемого рынка лишь на время снизит степень удовлетворения спроса, так как другие предприятия увеличат свои доли на рынке. Очевидно, что данный сегмент включает особо важные потребности, удовлетворению которых отдается приоритет, и все три предприятия конкурируют за свои доли в этом сегменте.
Z2, Z3, Z4 - сегменты, в которых потребности удовлетворяются двумя из трех предприятий. Монопольное положение предприятий - товаропроизводителей здесь ограничено в меньшей степени, чем в сегменте Z1. При убытии из этих сегментов рынка одного из предприятий спрос на товары будет удовлетворяться только одним предприятием, которое займет монопольное положение. Можно предполагать, что рассматриваемые сегменты включают важные потребности, приоритет при удовлетворении которых ниже, чем в сегменте Z1, и за свои доли в этих сегментах будут состязаться только два предприятия. Интенсивность конкуренции в данных сегментах ниже, чем в сегменте Z1.
Z5, Z6, Z7 - сегменты, в которых потребности удовлетворяются продукцией только одного из трех предприятий. Монопольное положение предприятий - товаропроизводителей в этих сегментах рынка не ограничено. При уходе предприятия с рынка спрос остается неудовлетворенным (образуется свободная ниша). По-видимому, в этих сегментах рынка представлены потребности, удовлетворение которых выгодно лишь для данного предприятия, а другие два предприятия по тем или иным причинам не заинтересованы в завоевании данной ниши рынка. В этих сегментах предприятия ведут себя как монополисты.
Анализ недостатков логистической системыКонцепции логистики строятся на системном подходе. В этом заключается ее привлекательность, по крайней мере, с теоретической точки зрения. Однако существуют две проблемы, которые мешают ее осуществлению на практике. -не менеджера по логистике управлять материальными потоками в масштабе всей компании, поскольку это требует ломки многих традиционных рамок организационных полномочий и обязанностей; -неудовлетворительное состояние компьютерного программного обеспечения во многих компаниях.
ГлавнаяНаши технологииМетодыО насБиблиотекаКарта сайта
Монополия и монополистическая конкуренция
При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и может сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем остается решение: какое количество товаров по данной цене он может купить.
Однако монополист не может произвольно повышать цену, так как с повышением цены спрос снижается, и если спрос эластичный (имеются товарозаменители, которые покупатель может приобрести по более низкой цене), то снижается и совокупная выручка. Поэтому монополист, если он хочет продать больше товаров, должен снижать цену.
Монополистическая (несовершенная) конкуренция встречается довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.
Пусть, например, на рынке представлены три предприятия (три подмножества продукции S1, S2, S3), каждое из которых удовлетворяет потребности трех групп потребителей (подмножества Zs1, Zs2, Zs3 - рыночные ниши этих предприятий). Отображения подмножеств продукции на множестве потребностей в общем случае будут пересекающимися. При этом множество потребностей расчленяется на восемь подмножеств (сегментов рынка):
Z1 - сегмент, в котором потребности могут быть удовлетворены продукцией каждого из трех предприятий. Если в этом сегменте рынка представлены соответственно все три предприятия, можно говорить об отсутствии (или об ограничении) монополии товаропроизводителей (в этом сегменте). Уход какого-либо предприятия с рассматриваемого рынка лишь на время снизит степень удовлетворения спроса, так как другие предприятия увеличат свои доли на рынке. Очевидно, что данный сегмент включает особо важные потребности, удовлетворению которых отдается приоритет, и все три предприятия конкурируют за свои доли в этом сегменте.
Z2, Z3, Z4 - сегменты, в которых потребности удовлетворяются двумя из трех предприятий. Монопольное положение предприятий - товаропроизводителей здесь ограничено в меньшей степени, чем в сегменте Z1. При убытии из этих сегментов рынка одного из предприятий спрос на товары будет удовлетворяться только одним предприятием, которое займет монопольное положение. Можно предполагать, что рассматриваемые сегменты включают важные потребности, приоритет при удовлетворении которых ниже, чем в сегменте Z1, и за свои доли в этих сегментах будут состязаться только два предприятия. Интенсивность конкуренции в данных сегментах ниже, чем в сегменте Z1.
Z5, Z6, Z7 - сегменты, в которых потребности удовлетворяются продукцией только одного из трех предприятий. Монопольное положение предприятий - товаропроизводителей в этих сегментах рынка не ограничено. При уходе предприятия с рынка спрос остается неудовлетворенным (образуется свободная ниша). По-видимому, в этих сегментах рынка представлены потребности, удовлетворение которых выгодно лишь для данного предприятия, а другие два предприятия по тем или иным причинам не заинтересованы в завоевании данной ниши рынка. В этих сегментах предприятия ведут себя как монополисты.
-не менеджера по логистике управлять материальными потоками в масштабе всей компании, поскольку это требует ломки многих традиционных рамок организационных полномочий и обязанностей;
-неудовлетворительное состояние компьютерного программного обеспечения во многих компаниях.