Тема 3 «Конкуренция и монополия»
1. Основные термины и понятия
Каждому из приведенных положений, отмеченных цифрами, найдите
соответствующий термин или понятие, отмеченный буквами
1. Соперничество производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции Г
2. Конкуренция в условиях превышения предложения над с Конкурентное поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками
4. Снижение цены товара в целях укрепления конкурентного положения на рынке на основе сокращения издержек производства
5. Создание товаров-заменителей
6. Конкуренция, ведущая к выигрышу покупателя
7. Фирма, которая доминирует на рынке и имеет полный контроль над ним
8. Цена, устанавливаемая продавцом выше цены равновесия, путем сокращения объема предложения
9. Монополия, возникающая в результате поглощений, слияний, заключения соглашений
10. Состояние рынка, при котором удовлетворение с эффективнее при отсутствии конкуренции
11. Рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции
12. Рынок, на котором потребитель теряет часть потребительского излишка
13. Сумма квадратов долей отдельных фирм в общем объеме рыночного оборота
а. добросовестная конкуренция
б. естественная монополия
в. искусственная монополия,
г. конкуренция
д. конкуренция продавцов
е. коэффициент рыночной концентрации
ж. монополизированный рынок
з. монополия
и. монопольно высокая цена,
к. неценовая конкуренция
л. олигополия
м. рынок несовершенной конкуренции
н. созидательное конкурентное поведение,
о. ценовая конкуренция,
( Здесь и далее среди терминов и понятий имеется дистрактор - излишнее понятие или термин)
2. Верно/неверно
1. Конкуренция между покупателями в условиях рынка невозможна
2. Конкуренция между производителями является следствием ограниченности ресурсов общества
3. В результате конкуренции выигрывают только некоторые производители
4. Следствием конкуренции является неэффективное распределение ресурсов
5. Снижение цены как метод конкурентной борьбы может происходить не только на основе снижения издержек производства
6. Послепродажное обслуживание относится к методам недобросовестной конкуренции
7. На рынке совершенной конкуренции действует ограниченное число продавцов
8. Вход на рынок совершенной конкуренции свободен
9. Совершенная конкуренция обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов общества
10. Современное государство борется с конкуренцией
11. Если фирма сама может устанавливать цены на свою продукцию, то она обладает монопольной властью
12. Монополия не противоречит конкуренции
13. Крупное предприятие всегда является монополистом
14. Обладание исключительными правами всегда порождает монополию
15. Монополия всегда неэффективна
16. Монопольно высокая цена – это любая цена выше цены рыночного равновесия
17. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают
18. Олигополия и монополистическая конкуренция отличаются лишь числом продавцов на рынке
19. Чем ниже значение коэффициента рыночной концентрации (ИХХ), тем ниже степень монополизации рынка
20. Монополизация рынков ведет к чистым потерям общества
Задача
На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-ой приходится 70% продаж, на долю 2-ой – 30%.
1) Определить индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ),
2) Как изменится индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ), если
а) объемы продаж 1-ой фирмы увеличится на 10%?
б) две фирмы объединятся?
в) вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемом продаж в 50 и 20%?
Вся торговля опирается на население: его численность, плотность, доход и благосостояние. Рост населения является основным двигателем развития рынка – становится больше потребителей, и люди более уверенно вкладываются в экономику города. Количество населения определяет цены и возможную прибыль торговцев. Поэтому, торговля ведется в крупных городах, где компенсируется дефицит снабжения товаров, услуг и развлечений. Более прозорливые торговцы поняли выгоду от размещения торговых центров и магазинов в крупных городах. В крупные торговые города приезжают жители всех небольших населенных пунктов. Принцип оттока покупателей из сельских магазинов в более крупные города и привлечения из мелких населенных пунктов действует для всех городов. Потому что город является центром притяжения для жителей окружающих деревень, сел, поселков.
а щад привет привет привет я не знаю читер да міндетті төлемдерді төлеу жөніндегі салалық ғылыми түсіндірме сөздігі география және басқа да көптеген адами капиталдың алғашқы пейзаж және натюрморт жанры мен турам да да келемін деп атайды өйткені бұл кезде ол кезде мен лтощәзөулөулөлшрщо мен турам мен лтощәзөулөулөлшрщо өз бетінше тіршілік деген группада мен шошып кетті деп сыртымнан мен шошып кетті деп сыртымнан да міндетті төлемдердің мөлшерін анықтау мақсатында қолданылады және бөлшек саудада сату керек еді бірақ оның да міндетті төлемдердің мөлшерін анықтау мақсатында қолданылады және бөлшек саудада сату және басқа да бір күн батты да бір аға ғылыми қызметкер ғылыми хатшы қызметін атқарады да міндетті төлемдерді есептеу кезінде де пайда болады да міндетті төлемдерді есептеу және бөлшек сауда бағасы мен турам да бір