Контрольная работа по теме «законы сохранения в механике»
вариант 1
1. в каком из перечисленных ниже примеров движения тел импульс не изменяется?
а. груз краном поднимают равноускоренно вверх.
б. шар скатывается без трения по наклонной плоскости.
в. брусок скатывается с наклонной плоскости, замедляя движение.
г. автомобиль тормозит перед светофором.
д. шар, летевший горизонтально, падает в тележку с песком, находящуюся на гладкой горизонтальной поверхности.
2. в каком из примеров, перечисленных в 1, механическая энергия тел не изменяется?
вопросы 3–6 относятся к следующей .
две тележки массами 2m и m движутся по гладкой горизонтальной поверхности в одном направлении со скоростями, соответственно равными 4v и v (рис. 1).
3. определите отношение импульса первой тележки к импульсу второй до соударения.
а. б. в. г. д.
4. определите отношение кинетических энергий которыми обладали тележки до соударения.
а. б. в. г. д.
5. чему равна величина общего импульса тележек до соударения?
а. mv. б. 3mv.в. 5 mv. г. 7 mv. д. 9 mv.
6. пусть после того, как первая тележка нагонит вторую, они станут двигаться вместе. чему будет равна величина их общей скорости после соударения?
а. 0. б. v. в. 2v г. 3v д. 4v
7. пробирку с небольшим количеством эфира, закрытую пробкой, подвешивают на нити (рис. 2) и начинают нагревать. при этом пробка вылетает со скоростью, указанной на рисунке стрелкой. какая из стрелок соответствует скорости, приобретённой пробиркой, если её масса в 2 раза превосходит массу пробки?
8. на рисунке 3 стрелкой показаны величина и направление импульса шара, движущегося к неподвижному шару. какая из пар стрелок соответствует импульсам шаров после их центрального соударения?
вопросы 9–13 относятся к следующей .
шарик массой m = 0,04 кг скользит с высоты н = 1 м по поверхности, форма которой показана на рисунке 4, и останавливается в точке 5. причём сила трения действует на шарик только на участке между точками 4 и 5, а g = 10 м/с2, h = 0,75 м.
9. чему равна величина потенциальной энергии шарика в начальном положении (точка 1)?
а. 0. б. 0,1 дж. в. 0,2 дж. г. 0,3 дж. д. 0,4 дж.
10. чему равна величина кинетической энергии шарика в точке 3?
а. 0. б. 0,1 дж. в. 0,2 дж. г. 0,3 дж. д. 0,4 дж.
11. чему равна работа, совершённая силой тяжести на пути от точки 2 до точки 4?
а. 0. б. 0,1 дж. в. 0,2 дж. г. 0,3 дж. д. 0,4 дж.
12. чему равна работа, совершённая силой тяжести на пути от точки 4 до точки 5?
а. 0. б. 0,1 дж. в. 0,2 дж. г. 0,3 дж. д. 0,4 дж.
13. чему равен модуль силы трения на участке между четвёртой и пятой точками, если расстояние между ними 2 м?
а. 0. б. 0,2 н. в. 0,3 н. г. 0,4 н. д. 0,5 н.
вопросы 14–15 относятся к следующей .
движущийся шар ударяется о пружину и сжимает её (рис. 5).
14. определите отношение величин потенциальной энергии сжатия пружины если шар во время удара имеет скорость первый раз – 2v, второй раз – v.
а. б. в. г. д.
15. определите отношение величин деформации пружины для двух случаев (см. вопрос 14).
а. б. в. г. д.
Среднюю скорость катера можно сосчитать по формуле:
\[{\upsilon _{ср}} = \frac{{{S_1} + {S_2}}}{{{t_1} + {t_2}}}\]
Движение на обоих участках было равномерным, поэтому найти время \(t_1\) и \(t_2\) не составит труда.
\[\left\{ \begin{gathered}
{t_1} = \frac{{{S_1}}}{{{\upsilon _1}}} \hfill \\
{t_2} = \frac{{{S_2}}}{{{\upsilon _2}}} \hfill \\
\end{gathered} \right.\]
Так как участки равны по величине \(S_1=S_2=\frac{1}{2}S\), и скорость на первой участке больше скорости на втором в два раза \(\upsilon_1=2\upsilon_2\), то:
\[\left\{ \begin{gathered}
{t_1} = \frac{S}{{2{\upsilon _1}}} = \frac{S}{{4{\upsilon _2}}} \hfill \\
{t_2} = \frac{S}{{2{\upsilon _2}}} \hfill \\
\end{gathered} \right.\]
Подставим выражения для времен \(t_1\) и \(t_2\) в формулу средней скорости.
\[{\upsilon _{ср}} = \frac{S}{{\frac{S}{{4{\upsilon _2}}} + \frac{S}{{2{\upsilon _2 = \frac{S}{{\frac{{3S}}{{4{\upsilon _2 = \frac{{S \cdot 4{\upsilon _2}}}{{3S}} = \frac{{4{\upsilon _2}}}{3}\]
Значит необходимая нам скорость \(\upsilon_2\) определяется по такой формуле.
40 мл – 30 мл = 10 мл
(40 мл – 30 мл) : 5 = 10 мл : 5 = 2 мл
Объяснение:
Взять любые два ближайших деления обозначенные цифрами.
Например: 30 мл и 40 мл.
2. Найти разность этих чисел.
40 мл – 30 мл = 10 мл
Рисунок шкалы мензурки
3. Разделить полученное число на количество маленьких, необозначенных цифрами, делений между ними. Вспомним, что количество делений равно количеству промежутков между штрихами (а не количеству штрихов).
(40 мл – 30 мл) : 5 = 10 мл : 5 = 2 мл
4. Полученное число и будет ценой деления шкалы мензурки, показывающей, сколько миллилитров соответствует одному маленькому делению.
Цена деления шкалы мензурки: 2 мл.
5. Погрешность прибора равна половине цены деления.
Погрешность мензурки: 1 мл.
6.Запишем результат измерения.
Объём жидкости в мензурке V = 50 мл + 3 · 2 мл = 56 мл
С учётом погрешности V = 56 мл + 1 мл
(50 мл уже есть под уровнем жидкости, 3 деления по 2 мл, и плюс погрешность измерения).