Изучением трения ученые занимаются уже пятьсот лет. первым его исследовал еще леонардо да винчи (1452-1519). важные результаты в этой области были получены французскими учеными г. амонтоном (1663-1705) и ш. кулоном (1736-1806). какую роль играет трение в природе и технике - положительную или отрицательную? на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. трение может быть как полезным, так и вредным. в первом случае его стараются усилить, во втором - ослабить. в отсутствие трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле. в гололедицу, когда трение между подошвой обуви и льдом становится малым и ноги начинают скользить, лед посыпают песком: песок увеличивает трение. на гладкой поверхности не смогли бы двигаться и автомобили: их колеса, вращаясь, проскальзывали бы и буксовали на месте. именно трение останавливает машины при торможении. на льду они даже при включенных тормозах продолжали бы двигаться по инерции. но трение может играть и отрицательную роль. ведь именно из-за него нагреваются и изнашиваются многие движущиеся части различных механизмов. в таких случаях его стараются уменьшить.
Общее напряжение на участке цепи при последовательном соединении проводников равно сумме напряжений на отдельных проводниках:
U = U₁ + U₂ + ... + Uₓ
Тогда:
U₃ = U - U₁ - U₂ = 74 - 17 - 13 = 44 (B)
Ток в цепи при последовательном соединении одинаковый для всех проводников:
I = U/(R₁+R₂+R₃) = U₁/R₁ = U₂/R₂ = U₃/R₃ = 17/37 ≈ 0,5 (A)
Сопротивление второго проводника:
R₂ = U₂/I = 13 : 0,5 = 26 (Ом)
Сопротивление третьего проводника:
R₃ = U₃/I = 44 : 0,5 ≈ 88 (Ом)
Общее сопротивление участка цепи:
R = U/I = 74 : 0,5 ≈ 148 (Ом)
Или, суммируя сопротивления проводников:
R = R₁ + R₂ + R₃ = 37 + 26 + 88 = 151 (Ом)