Понятие «Погода» относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию «Климат» , которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени. Если нет уточнений, то под термином «Погода» понимают погоду на Земле. Погодные явления протекают в тропосфере (нижней части атмосферы) и в гидросфере. Выделяют периодические и непериодические изменения погоды. Периодические изменения погоды зависят от суточного и годового вращения Земли. Непериодические обусловлены переносом воздушных масс. Они нарушают нормальный ход метеорологических величин (температура, атмосферное давление, влажность воздуха и т. д.) . Несовпадение фазы периодических изменений с характером непериодических приводят к наиболее резким изменениям погоды. Можно выделить два типа метеорологической информации: первичную информацию о текущей погоде, получаемую в результате метеорологических наблюдений. информацию о погоде в виде различных сводок, синоптических карт, аэрологических диаграмм, вертикальных разрезов, карт облачности и т. д. Успешность разрабатываемых прогнозов погоды в значительной степени зависит от качества первичной метеорологической информации. Обычные погодные явления на Земле — это ветер, облака, атмосферные осадки (дождь, снег, град и т. д.) , туманы, грозы, пыльные бури и метели. Более редкие явления включают в себя стихийные бедствия, такие как торнадо и ураганы. Почти все погодные явления происходят в тропосфере (нижняя часть атмосферы) . Различия в физических свойствах воздушных масс возникают из-за изменения угла падения солнечных лучей в зависимости от широты и удалённости региона от океанов. Большое различие температур между арктическим и тропическим воздухом является причиной наличия высотных струйных течений. Барические образования в средних широтах, такие как внетропические циклоны, образуются при развитии волн в зоне высотного струйного течения. Поскольку ось Земли наклонена относительно плоскости её орбиты, угол падения солнечных лучей зависит от времени года. В среднем ежегодная температура на поверхности Земли изменяется в пределах ±40 °C. В течение сотен тысяч лет изменение орбиты Земли влияет на количество и распределение солнечной энергии на планете, определяя долго климат. Различие температур на поверхности в свою очередь вызывает разность в поле атмосферного давления. Горячая поверхность нагревает находящийся над ней воздух, расширяет его, понижая давление и плотность воздуха. Полученный горизонтальный градиент давления ускоряет воздух в сторону низкого давления, создавая ветер. А вследствие работы эффекта Кориолиса при вращении Земли происходит закручивание потока. Примером простой погодной системы являются прибрежные бризы, а сложной — ячейка Хадлея. Атмосфера — это сложная система, поэтому незначительные изменения в одной её части могут оказать большое влияние на систему в целом. В истории человечества постоянно были попытки управлять погодой. Доказано, что деятельность людей, такая как сельское хозяйство и промышленность, может в некоторых пределах влиять на погоду. Прогноз погоды — это научно и технически обоснованное предположение о будущем состоянии атмосферы в определённой точке или регионе земного шара.
Основными факторами, влияющими на хозяйственную спе¬циализацию территории являются: природные условия, наличие природных богатств, особенности географического положения, в т. ч. по отношению к транспортной сети, трудовые ресурсы, о также наличие на данной территории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с обычаями и традициями местного населения. Морской транспорт. Этот вид транспорта в связи с географическим положением России имеет важное значение, а также сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. В России существуют пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и с Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основные порты - Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера. На втором месте - Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. Основные порты -Выборг, Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов.
Выделяют периодические и непериодические изменения погоды. Периодические изменения погоды зависят от суточного и годового вращения Земли. Непериодические обусловлены переносом воздушных масс. Они нарушают нормальный ход метеорологических величин (температура, атмосферное давление, влажность воздуха и т. д.) . Несовпадение фазы периодических изменений с характером непериодических приводят к наиболее резким изменениям погоды.
Можно выделить два типа метеорологической информации:
первичную информацию о текущей погоде, получаемую в результате метеорологических наблюдений.
информацию о погоде в виде различных сводок, синоптических карт, аэрологических диаграмм, вертикальных разрезов, карт облачности и т. д.
Успешность разрабатываемых прогнозов погоды в значительной степени зависит от качества первичной метеорологической информации.
Обычные погодные явления на Земле — это ветер, облака, атмосферные осадки (дождь, снег, град и т. д.) , туманы, грозы, пыльные бури и метели. Более редкие явления включают в себя стихийные бедствия, такие как торнадо и ураганы. Почти все погодные явления происходят в тропосфере (нижняя часть атмосферы) .
Различия в физических свойствах воздушных масс возникают из-за изменения угла падения солнечных лучей в зависимости от широты и удалённости региона от океанов. Большое различие температур между арктическим и тропическим воздухом является причиной наличия высотных струйных течений. Барические образования в средних широтах, такие как внетропические циклоны, образуются при развитии волн в зоне высотного струйного течения. Поскольку ось Земли наклонена относительно плоскости её орбиты, угол падения солнечных лучей зависит от времени года. В среднем ежегодная температура на поверхности Земли изменяется в пределах ±40 °C. В течение сотен тысяч лет изменение орбиты Земли влияет на количество и распределение солнечной энергии на планете, определяя долго климат.
Различие температур на поверхности в свою очередь вызывает разность в поле атмосферного давления. Горячая поверхность нагревает находящийся над ней воздух, расширяет его, понижая давление и плотность воздуха. Полученный горизонтальный градиент давления ускоряет воздух в сторону низкого давления, создавая ветер. А вследствие работы эффекта Кориолиса при вращении Земли происходит закручивание потока. Примером простой погодной системы являются прибрежные бризы, а сложной — ячейка Хадлея.
Атмосфера — это сложная система, поэтому незначительные изменения в одной её части могут оказать большое влияние на систему в целом. В истории человечества постоянно были попытки управлять погодой. Доказано, что деятельность людей, такая как сельское хозяйство и промышленность, может в некоторых пределах влиять на погоду. Прогноз погоды — это научно и технически обоснованное предположение о будущем состоянии атмосферы в определённой точке или регионе земного шара.
Морской транспорт. Этот вид транспорта в связи с географическим положением России имеет важное значение, а также сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. В России существуют пять морских бассейнов: Северный, Балтийский, Черноморско-Азовский, Каспийский, Дальневосточный.
Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, которые снабжают северо-восток страны, осуществляют внешнеторговые связи со странами Азии и с Австралией. Условия судоходства в Дальневосточном морском бассейне достаточно трудные, основные порты - Владивосток, Находка, Восточный. Главные грузы - каменный уголь, лес, нефть, рыбопродукты, соль, промышленные и продовольственные товары для снабжения районов Севера.
На втором месте - Балтийский бассейн, который обеспечивает внешние связи со странами Европы и Америки. Основные порты -Выборг, Санкт-Петербург. В Балтийском морском бассейне осуществляется большой объем пассажирских перевозок. В грузообороте основное место занимают металлы, машины и прочие технические грузы, перевозки строительных материалов.