По этому плану описать
Среднюю-Сибирь
И
Северо-восточную Сибирь
План описания климата территории
1. Название территории.
2. Положение территории в климатическом поясе.
3. Положение территории в климатической области.
4. Средняя температура января и характер её изменения по территории.
5. Средняя температура июля и характер её изменения по территории.
6. Максимальное значение температуры на выбранной территории.
7. Минимальное значение температуры на выбранной территории.
8. Амплитуда колебаний температуры на выбранной территории.
9. Направление господствующих ветров по сезонам.
10. Виды господствующих ветров.
11. Годовое количество осадков на выбранной территории.
12. Закономерность изменения годового количества осадков на выбран-
ной территории.
13. Преобладающий тип и режим выпадения осадков на выбранной тер-
ритории.
14. Вывод о влиянии климатических условий на жизнь и деятельность
населения.
Основную массу населения Мадагаскара составляют мальгаши. Численность мальгашей, составляла около 4,3 млн. чел.
Кроме того, в 1953 г. на острове проживало 51911 французов, 4442 других европейцев, 17 047 выходцев из Азии.
Среди мальгашей можно выделить несколько этнических групп, каждая из которых имеет некоторые особенности в материальной культуре и говоре. Наиболее крупные из них: мерина1— население центрального горного массива, некогда ядро древнего государства Имерина,— насчитывают около миллиона человек; восточное побережье занимают бецимизарака; к югу от мерина в центральной горной стране живут бецилео, побережье южной части острова занимают антандрои, антаисака; равнины западного побережья населяют сакалава; в пределах северного горного массива Царатанана живут цимихети. Из более мелких этнических групп следует упомянуть бара, махафали, танала, сиханака, безанозано и везо.
Развитие капиталистических отношений вызывает частые и значительные перемещения населения. Из-за малоземелья покидают центральное плато мерина и бецилео, с юга едут в поисках заработка антандрои и махафали. По статистическим данным, относящимся к кануну второй мировой войны, из 4 млн. мальгашей около двух пятых переселилось из районов, где жили их предки, в другие области либо на постоянное жительство, либо временно.
Идет процесс быстрого смешения и ассимиляции отдельных групп, стираются и различия в области культуры, уходят в пережитки родоплеменного строя, исчезают различия отдельных диалектов. Нет сомнения, что события второй мировой войны и особенно послевоенных лет усилили этот процесс.
Развитие капиталистических отношений укрепляет экономические связи между районами, приводит к созданию единого национального рынка, к появлению экономической общности. На Мадагаскаре завершается формирование единой мальгашской нации.
Тематический план
Последовательность разделов и тем в учебнике обусловлена историко-географической целесообразностью и эффективностью оправдавшей себя дидактической конструкции «общее-частное-общее». Курс открывается разделом «Введение. Политическая карта мира.» в котором речь идет о том, какой была наша планета на заре человеческой цивилизации и какой она стала сегодня, как расширялись географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой. От этого раздела логичен переход к изучению разделов «Природные ресурсы» и «Население».
Далее изучаются политическая и экономическая дифференциация мира (раздел «Мировое хозяйство»), после чего следует наиболее обширный по количеству часов раздел «Региональная география». Главное внимание здесь уделяется изучению наиболее характерных особенностей культурно-исторических регионов, являющихся продуктом естественной эволюции современного мира (в отличие от прежних общественно-экономических регионов, выделявшихся по классово-идеологическому принципу) – мир социализма и мир капитализма. При этом стержень описания отдельного региона или страны составляют не столько материально-производственные, сколько культурно-цивилизационные черты, позволяющие глубже уяснить его своеобразие и неповторимость. Именно в этом видится путь к созданию подлинно «очеловеченной» школьной географии.
Завершается курс разделом «Глобальные проблемы человечества». Здесь сквозь призму географии дается общее понятие об этих проблемах, одни из которых порождены развитием экономики и избыточными нагрузками на природные системы, другие – быстрым ростом населения, третьи – ускоряющимися темпами исчерпания углеводородного сырья и т. д. Содержание учебника полностью соответствует таким программно-методическим документам Министерства образования и науки РФ «Базовый уровень. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» и «Требования к уровню подготовки выпускников средней школы» по географии. Сравнение материала учебника с обязательным минимумом содержания географических сюжетов образовательной области «Земля» показывает, что в этом отношении имеет место почти полная корреляция. Сохранение базового единства образовательного пространства
России и получение школьниками обязательного минимума знаний по географии мира вкладывается в следующее тематическое планирование (из расчета 70 часов в год)