Жизнь и хозяйствование в горах определяются разнообразием природных условий, присущих горным регионам.
Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы.
Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.
Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.
Основная сеть железных и автомобильных дорог России расположена в европейской части.
Через всю территорию с запада на восток, начиная от границы с Белоруссией и заканчивая во Владивостоке, проходит самая длинная в мире железная дорога – от Челябинска, именуемая Транссибирской магистралью. Другая крупная железнодорожная магистраль протянулась от Усть-Кута в Восточной Сибири до Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке. Это Байкало-Амурская магистраль. Существует проект постройки трансконтинентальной железной дороги, проходящей через территорию Восточной и Северо-Восточной Сибири и Чукотского полуострова через Берингов пролив в Северную Америку.
В России, за исключением Москвы и Московского региона, практически нет автомобильных дорог с качественным покрытием (автобаны) . До сих пор нет автодороги, проходящей через всю территорию России с запада на восток (она обрывается в Чите и вновь начинается в Хабаровске) .
В труднодоступных районах (Сибирь и Дальний Восток) большое значение имеет авиационный и речной транспорт.
В России существует целая система внутренних водных путей. Некоторые реки и озера связаны между собой судоходными каналами. Самая значимая для народного хозяйства река – Волга.
Над территорией России проходит несколько международных авиалиний, главные из которых связывают европейские страны со странами Восточной и Юго-Восточной Азии.
Развит морской транспорт, которому принадлежит главная роль в международных перевозках. Большое значение для районов Крайнего Севера имеет каботажное плавание, т. е. плавание вдоль морского побережья России. Например, Северный морской путь, начинающийся в Мурманске, и заканчивающийся во Владивостоке. Самые крупные морские порты: Санкт-Петербург и Калининград, Мурманск, Архангельск и Игарка, Владивосток и Находка, Новороссийск и Туапсе, Астрахань и Махачкала. Существуют однопрофильные (специализированные —нефтяной в Туапсе) и многопрофильные (универсальные – Петербургский) морские порты. Порты Мурманска и Калининграда незамерзающие. В России почти нет глубоководных портов. В связи с потерей Россией нескольких портов на Балтийском море в Ленинградской области в пункте Усть-Луга идет строительство нового порта, а также расширяется порт в городе Высоцке Выборгского района Ленинградской области. Населенные пункты, где сходятся несколько видов транспорта, выполняют роль транспортных узлов. Самый большой в России транспортный узел – это Москва (более десятка железных и автодорог, 4 аэропорта, 3 речных порта, метро) .
Хотя Россия и равнинная страна, влияние гор на хозяйство и жизнь людей в ней очень велико. Это неудивительно, поскольку почти половина субъектов Российской Федерации имеет на своей территории горы.
Жизнь человека в горах протекает в сложных, порой экстремальных условиях. Это связано со значительными абсолютными высотами, сложным рельефом и климатом. Поэтому горы отличает более слабая освоенность территории по сравнению с равнинами.
Горам присуща своеобразная барьерная роль. Она проявляется как в природе, так и в жизни людей. Горы создают естественную преграду не только на пути рек и воздушных масс. Они препятсвуют и перемещению людей, затрудняя их проникновение в новые районы, контакты между носителями горных и равнинных территорий. Но по мере роста технических возможностей человека, развития современных средств эта особенность гор ослабевает.
Через всю территорию с запада на восток, начиная от границы с Белоруссией и заканчивая во Владивостоке, проходит самая длинная в мире железная дорога – от Челябинска, именуемая Транссибирской магистралью.
Другая крупная железнодорожная магистраль протянулась от Усть-Кута в Восточной Сибири до Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке. Это Байкало-Амурская магистраль.
Существует проект постройки трансконтинентальной железной дороги, проходящей через территорию Восточной и Северо-Восточной Сибири и Чукотского полуострова через Берингов пролив в Северную Америку.
В России, за исключением Москвы и Московского региона, практически нет автомобильных дорог с качественным покрытием (автобаны) . До сих пор нет автодороги, проходящей через всю территорию России с запада на восток (она обрывается в Чите и вновь начинается в Хабаровске) .
В труднодоступных районах (Сибирь и Дальний Восток) большое значение имеет авиационный и речной транспорт.
В России существует целая система внутренних водных путей. Некоторые реки и озера связаны между собой судоходными каналами. Самая значимая для народного хозяйства река – Волга.
Над территорией России проходит несколько международных авиалиний, главные из которых связывают европейские страны со странами Восточной и Юго-Восточной Азии.
Развит морской транспорт, которому принадлежит главная роль в международных перевозках. Большое значение для районов Крайнего Севера имеет каботажное плавание, т. е. плавание вдоль морского побережья России. Например, Северный морской путь, начинающийся в Мурманске, и заканчивающийся во Владивостоке. Самые крупные морские порты: Санкт-Петербург и Калининград, Мурманск, Архангельск и Игарка, Владивосток и Находка, Новороссийск и Туапсе, Астрахань и Махачкала.
Существуют однопрофильные (специализированные —нефтяной в Туапсе) и многопрофильные (универсальные – Петербургский) морские порты. Порты Мурманска и Калининграда незамерзающие.
В России почти нет глубоководных портов. В связи с потерей Россией нескольких портов на Балтийском море в Ленинградской области в пункте Усть-Луга идет строительство нового порта, а также расширяется порт в городе Высоцке Выборгского района Ленинградской области.
Населенные пункты, где сходятся несколько видов транспорта, выполняют роль транспортных узлов. Самый большой в России транспортный узел – это Москва (более десятка железных и автодорог, 4 аэропорта, 3 речных порта, метро) .