Горные породыГорные породыГорные породыВ процессе инженерно-хозяйственной деятельности человека горные породы, слагающие верхнюю часть земной коры в той или иной степени, претерпевают сжатие, растяжение, сдвижение, водонасыщение, осушение, вибрации и другие воздействия.Изменения, происходящие в породах при различных воздействиях, детально изучают. Это необходимо для прогноза возможного развития опасных геологических процессов, негативно влияющих на экологическую обстановку.К числу основных антропогенных воздействий на породы относятся: статические и динамические нагрузки, тепловое воздействие, электрические воздействия и др.Статические нагрузки. Это наиболее распространенный вид антропогенного воздействия на горные породы. Под действием статических нагрузок от зданий и сооружений, достигающих 2 МПа и более, образуется зона активного изменения горных пород, достигающая глубин 70—100 м. При этом наибольшие изменения наблюдаются: 1) в вечномерзлых льдистых породах, на участках залегания которых часто наблюдаются оттаивание, пучение и другие процессы; 2) в сильносжимаемых породах, например, заторфованных, илистых и др.Динамические нагрузки. Вибрации, удары, толчки и другие динамические нагрузки типичны при работе транспорта, ударных и вибрационных строительных машин, заводских механизмов и т. д. Наиболее чувствительны к сотрясению рыхлые недоуплотненные породы (пески, водонасыщенные лессы, торф и др). Прочность этих пород заметно снижается, они уплотняются (равномерно или неравномерно), структурные связи нарушаются, возможно внезапное разжижение и образование оползней, обвалов, плывунных выбросов и других неблагоприятных процессов.Другим видом динамических нагрузок являются взрывы, действие которых сходно с сейсмическими воздействиями. Горные породы разрушают взрывным при строительстве автомобильных и железных дорог, гидротехнических плотин, добыче полезных ископаемых и т. д. Очень часто взрывы сопровождаются нарушением природного равновесия — возникают оползни, обвалы, осовы и т. п. Так, по данным А. А. Махорина (1985), в результате взрыва многотонного заряда в одном из районов Кыргызстана при строительстве каменно-набросной плотины на склонах образовалась зона нарушенных пород с трещинами от 0,2 до 1 м в ширину и до 200 м в длину. По ним произошли смещения горных пород объемом до 30 тыс. м3.Тепловое воздействие. Повышение температуры горных пород наблюдается при подземной газификации углей, в основании доменных и мартеновских печей и др. В ряде случаев температура пород повышается до 40—50°С, а иногда и до 100 °С и более (в основании доменных печей). В зоне подземной газификации углей при температуре 1000—1600 "С породы спекаются, «каменеют», теряют свои первоначальные свойства.Как и другие виды воздействия, тепловой антропогенный поток влияет не только на состояние горных пород, но и на другие компоненты окружающей среды. Изменяются почвы, подземные воды, растительность.Электрическое воздействие. Создаваемое в горных породах искусственное электрическое поле (электрифицированный транспорт, ЛЭП и др.) порождает блуждающие токи и поля. Наиболее заметно они проявляются на городских территориях, где имеется наибольшая плотность источников электроэнергии. При этом изменяются электропроводность, электросопротивляемость и другие электрические свойства пород.Динамическое, тепловое и электрическое воздействие на горные породы создают физическое загрязнение окружающей среды.
Транссибирская магистраль была построена в Российской империи в правление царя Николая II. Цель создания - повысить транспортную доступность Дальнего Востока, облегчить освоение Сибири и Дальнего Востока, сделать возможными военные кампании на восточном направлении, например, против Японии. Проектировали магистраль инженеры Меженинов, Вяземский и Урсати. Строительство началось в 1891 году и закончилось полностью в 1916. Первоначальный ход магистрали (построенной в 1904 году) пролегал через Манчжурию (КВЖД), в 1916 году завершилось строительство Амурского хода, проходившего целиком по территории России.
Транссибирская магистраль была построена в Российской империи в правление царя Николая II. Цель создания - повысить транспортную доступность Дальнего Востока, облегчить освоение Сибири и Дальнего Востока, сделать возможными военные кампании на восточном направлении, например, против Японии. Проектировали магистраль инженеры Меженинов, Вяземский и Урсати. Строительство началось в 1891 году и закончилось полностью в 1916. Первоначальный ход магистрали (построенной в 1904 году) пролегал через Манчжурию (КВЖД), в 1916 году завершилось строительство Амурского хода, проходившего целиком по территории России.