Целесообразность, соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.Ц. рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) взаимосвязь объекта самого по себе, а с другой — как некоторое отношение в сфере взаимодействия объекта и субъекта. Отношение Ц., характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем (т. е. систем достигать одинакового конечного результата независимо от начальных условий).Генетически понятие Ц. связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего — процесс труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). Основа целесообразной деятельности человека — законы внешнего мира, природы (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171).В мышлении донаучного периода в силу его антро представление о Ц., которая присуща человеческой деятельности, распространялось на природу. Антро характерен и для религиозного мировоззрения, толкующего Ц. как выражение божественного разума; он лежит в основе идеалистической телеологии, извращённо толкующей Ц. Вместе с тем в классических формах телеологии (имманентная телеология Аристотеля, Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и особенно Г. Гегеля) были раскрыты некоторые диалектические аспекты проблемы Ц. Научная интерпретация проблемы Ц. стала возможной лишь в рамках диалектико-материалистического мышления, выявляющего объективное значение Ц.При исследовании форм Ц. как объективного факта природы особое значение приобретает изучение органической Ц., которая проявляется в характерных для живых систем особенностях строения и функций, организации процесса обмена веществ, управления и регуляции и пр. Именно здесь телеология в разных её формах претендовала если не на универсальное значение, то во всяком случае на роль необходимого "дополнения" к якобы недостаточному каузальному (причинному) анализу. По мере развития биологии постепенно преодолевалось телеологическое мышление, органическая Ц. объяснялась путём обращения к её материальным причинам. Особое значение имела здесь дарвиновская теория эволюции (см.Эволюционное учение),которая объяснила органическую Ц. как при организмов к условиям их существования. Отвергая телеологию, дарвинизм вместе с тем не отбрасывал фактор органической Ц. (см. ниже Целесообразность в биологии)
var a: array[1..n, 1..m] of integer; min2_j, max5_i, i, j, p: integer; c: char;
begin min2_j := 1; max5_i := 1; for i := 1 to n do begin writeln; for j := 1 to m do begin a[i, j] := random(50); write(a[i, j]:n); if(i = 2) and (a[2, min2_j] > a[i, j]) then min2_j := j; if (j = 5) and (a[max5_i, 5] < a[i, j]) then max5_i := i; end; end;
n = 7;
m = 5;
var
a: array[1..n, 1..m] of integer;
min2_j, max5_i, i, j, p: integer;
c: char;
begin
min2_j := 1;
max5_i := 1;
for i := 1 to n do
begin
writeln;
for j := 1 to m do
begin
a[i, j] := random(50);
write(a[i, j]:n);
if(i = 2) and (a[2, min2_j] > a[i, j]) then
min2_j := j;
if (j = 5) and (a[max5_i, 5] < a[i, j]) then
max5_i := i;
end;
end;
i := a[2, min2_j];
a[2, min2_j] := a[max5_i, 5];
a[max5_i, 5] := i;
writeln;
p := 1;
for i := 1 to n do
begin
writeln;
for j := 1 to m do
begin
write(a[i, j]:n);
if(i = j) then
p := p * a[i, j];
end;
end;
a[1, 3] := p;
writeln;
for i := 1 to n do
begin
writeln;
for j := 1 to m do
write(a[i, j]:n);
end;
end.