var s, wd: string; i, j, m, n, pt, step: integer; Words, WordsSort: array[1..k] of string; InOrder: boolean;
begin Write('Введите строку: '); Readln(s); n := Length(s); pt := 1; m := 0; repeat // Пропускаем все символы до первого непробельного while pt <= n do if Ord(s[pt]) <= 32 then Inc(pt) else break; if pt <= n then begin // Выделяем очередное слово wd := ''; while pt <= n do if Ord(s[pt]) > 32 then begin wd := wd + s[pt];Inc(pt) end else break; if wd <> '' then begin Inc(m);Words[m] := wd end end until pt > n; // Теперь Words содержит все m слов. // Отсортируем их в массиве WordsSort методом Шелла for i := 1 to m do WordsSort[i] := Words[i]; step := m div 2; while step > 0 do begin for j := m - step downto 1 do begin i := j; while i <= m - step do begin if WordsSort[i] > WordsSort[i + step] then begin wd := WordsSort[i]; WordsSort[i] := WordsSort[i + 1]; WordsSort[i + 1] := wd end; i := i + step end end; step := step div 2 end; // Осталось поэлементно сравнить оба массива InOrder := true; i := 1; while InOrder and (i <= m) do begin InOrder := (Words[i] = WordsSort[i]); Inc(i) end; if m = 0 then Writeln('Строка не содержит слов') else if InOrder then Writeln('Cлова упорядочены') else Writeln('Cлова не упорядочены') end.
Введите строку: слово1 слово2 слово4 слово3 слово5 Cлова не упорядочены
"Современный" вариант решения на Паскале:
// PascalABC.Net 3.0, сборка 1064 var s:string; begin Write('Введите строку: '); Readln(s); var Delim:=Range(0,32).Select(x->Chr(x)).ToArray; var Words:=s.Split(Delim).Where(x->x<>''); var WordsSort:=Words.Sorted; if Words.SequenceEqual(WordsSort) then Writeln('Cлова упорядочены') else Writeln('Cлова не упорядочены') end.
Итак, на предыдущей странице мы определились со следующими понятиями: program, integer, real, const, var, begin, end, write, writeln, read, readln. Давайте напишем программы на Паскале с их использованием. Но сначала выясним, из каких частей состоит программа на Паскале.
Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.
✎ 1) Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.
✎ 2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных (см. пп. 4 и 5 статьи Введение в Pascal).
✎ 3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце(пп. 6, 7 той же статьи).
Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:
Код Pascal
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Program <название программы>;
<раздел описаний>
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . . . . . .
<оператор N>;
end.
При решении задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково. Решим следующую задачу:
// PascalABC.Net 3.0, сборка 1064
const
k = 100;
var
s, wd: string;
i, j, m, n, pt, step: integer;
Words, WordsSort: array[1..k] of string;
InOrder: boolean;
begin
Write('Введите строку: '); Readln(s);
n := Length(s); pt := 1; m := 0;
repeat
// Пропускаем все символы до первого непробельного
while pt <= n do
if Ord(s[pt]) <= 32 then Inc(pt) else break;
if pt <= n then begin
// Выделяем очередное слово
wd := '';
while pt <= n do
if Ord(s[pt]) > 32 then begin wd := wd + s[pt];Inc(pt) end
else break;
if wd <> '' then begin Inc(m);Words[m] := wd end
end
until pt > n;
// Теперь Words содержит все m слов.
// Отсортируем их в массиве WordsSort методом Шелла
for i := 1 to m do WordsSort[i] := Words[i];
step := m div 2;
while step > 0 do begin
for j := m - step downto 1 do begin
i := j;
while i <= m - step do begin
if WordsSort[i] > WordsSort[i + step] then begin
wd := WordsSort[i];
WordsSort[i] := WordsSort[i + 1];
WordsSort[i + 1] := wd
end;
i := i + step
end
end;
step := step div 2
end;
// Осталось поэлементно сравнить оба массива
InOrder := true; i := 1;
while InOrder and (i <= m) do
begin InOrder := (Words[i] = WordsSort[i]); Inc(i) end;
if m = 0 then Writeln('Строка не содержит слов')
else
if InOrder then Writeln('Cлова упорядочены')
else Writeln('Cлова не упорядочены')
end.
Тестовое решение:
Введите строку: слово1 слово2 слово3 слово4 слово5
Cлова упорядочены
Введите строку: слово1 слово2 слово4 слово3 слово5
Cлова не упорядочены
"Современный" вариант решения на Паскале:
// PascalABC.Net 3.0, сборка 1064
var
s:string;
begin
Write('Введите строку: '); Readln(s);
var Delim:=Range(0,32).Select(x->Chr(x)).ToArray;
var Words:=s.Split(Delim).Where(x->x<>'');
var WordsSort:=Words.Sorted;
if Words.SequenceEqual(WordsSort) then Writeln('Cлова упорядочены')
else Writeln('Cлова не упорядочены')
end.
Тестовое решение совпадает с вышеприведенным.
Структура программы в Pascal
Итак, на предыдущей странице мы определились со следующими понятиями: program, integer, real, const, var, begin, end, write, writeln, read, readln. Давайте напишем программы на Паскале с их использованием. Но сначала выясним, из каких частей состоит программа на Паскале.
Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.
✎ 1) Заголовок – это слово Program , после которого идет название программы латиницей и точка с запятой в конце. Название не может начинаться с цифры, не должно совпадать с зарезервированными словами (begin, end, integer и т.п.) или с названиями переменных из раздела описаний (см. ниже), а также недопустимо использование каких бы то ни было символов (‘@’, ‘%’, ‘&’ и т.п.), кроме подчеркивания. Название желательно давать со смыслом, которое отображало бы суть самой программы. Но заголовок писать не обязательно.
✎ 2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных (см. пп. 4 и 5 статьи Введение в Pascal).
✎ 3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце(пп. 6, 7 той же статьи).
Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:
Код Pascal
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Program <название программы>;
<раздел описаний>
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . . . . . .
<оператор N>;
end.
При решении задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково. Решим следующую задачу:
Объяснение: