В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу. В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем (металлической палочкой) прорезались буквы и п,ифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с фугой стороны. В этом случае диптихи служили "конвертами" для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты действия) производили на абаке. Этот обучения известен и в современной школе. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре. С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты. С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов. Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты. В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.
Революции 1918-1919 гг. в Европе - причины, итоги, значениеРЕВОЛЮЦИИ 1918-1919ГГ В ЕВРОПЕ: ПРИЧИНЫ, ИТОГИ, ЗНАЧЕНИЕВ 1918-1919г в Европе революции произошли в побежденных государствах тАУ Германии, бывшей Австро-Венгрии, Турции. В ходе революций доминировало стремление создать демократические республики с более справедливым социальным устройством. Большое влияние на революционное движение оказала российская революция. Революционеры целого ряда государств выдвинули требование установления диктатуры пролетариата в форме Советской власти, которые не были реализованы до конца.Причины:Падение жизненного уровня, возросший масштаб людей своим тяжелым положением, обострившемся в связи с поражением в I Мировой войнеВлияние революции в России (т.е. дестабилизирующее влияние I Мировой войны, возросшее недовольство, пример России)Германия. Революция началась 3 ноября 1918г восстанием матросов в Киле и к 9 ноября дошла до Берлина. Кайзер бежал из страны. Революционное правительство тАУ Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с социал-демократом Ф.Эбертом объявило Германию республикой. Подписано перемирие 11 ноября. Правительство опубликовало проформу действий, подписало соглашение о трудовом сотрудничестве. Позиция умеренно-реформистская. Левая радикальная группа социал-демократов ВлСпартакВ» (К.Либкнехт, Р.Люксембург) 30 декабря 1918г создает коммунистическую партию Германии (призыв к социалистической революции). 5 января 1919г в Берлине началось стихийное вооруженное выступление рабочих с требованием свержения правительства Эберта. Подавление восстания.ВлНоябрьская революция в ГерманииВ»:а) 13 апреля 1919г провозглашение Баварской республики. Просуществовала 3 недели, в своей деятельности правительство копировало русский опыт диктатуры пролетариатаб) февраль 1919г выборы в Учредительное собрание. 31 июля Учредительное собрание приняло конституцию. Начался период Веймарской республики. 1919-23г острая политическая борьба в стране. Октябрь 1923 подавление гамбургского восстания коммунистов (Э.Тельман). 8 ноября 1923г Влпивной путчВ» в Мюнхене подавлен (А.Гитлер).Непрочность политической стабилизации Веймарской республики. Рост влияния национал-социалистической рабочей партии (НС ДАП).Австро-Венгрия:В результате революций в Австрии и Венгрии были свергнуты правительства (12 и 16 ноября 1918г) и провозглашены республики. Двуединая австро-венгерская монархия распалась. В Австрии свержение монархии произошло без вооруженной борьбы выборы в Учредительное собрание, принята Конституция, закрепившая республиканский строй. Принято социальное законодательство.Венгерская революция:А) ликвидирован монархический стройБ) создано коалиционное правительство, 16 ноября 1918 провозглашена республика. 21 марта 1919 провозглашена Венгерская советская республика (Совет народных комиссаров). Вторжение румынских и чехословацких интервентов. Внутриполитические разногласия. 1 августа 1919 советское правительство ушло в отставку, установилась авторитарная диктатура. Венгрия провозглашена монархией во главе с регентом М.Хорти.Турция:За участие в войне на стороне Германии все владения Турции переданы Англии и Франции, они высадили войска, взяли под контроль черноморские проливы и финансы империи. Возникло движение за создание национального турецкого государства тАУ Турции (руководитель генерал Мустафа Кемаль-паша). Сформировано правительство, создавалась национальная армия. Поддержка и СССР. Успешные действия турецкой армии. Перемирие с Антантой. Новый мирный договор. Установление современных границ Турции. Обмен населением с Грецией. Турция стала однонациональным государством. Тесный союз с Турцией позволил Советской России установить контроль над закавказскими республиками (Грузия, Армения, Азербайджан). Проведение реформ.Итоги: провозглашение республик, сохранение многих нерешенных проблем.Значение: сохранение демократических аспектов развития стран (даже при восстановлении монархии), образование новых государств на развалинах Австро-Венгерской и Османской империй; решены ряд социальных проблем: закреплен 8-часовой рабочий день, признаны права профсоюзов, расширено избирательное право, возросло влияние рабочих, социал-демократических партий.В итоге вместо 3 республик на карте Европы их стало 13.