Уже в древнейшую эпоху древнего рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. уже на пороге своей рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. тем не менее следы недавнего родового строя еще многочисленны. так, прежде всего, род сохраняет все свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством религиозного культа. в связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. д. в 509 г. до н. э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса тарквиния гордого изгнал его и установил республику. в период республики форма римского государства представляла собой следующее: 1.форма правления республика -большинство государственных должностей - выборные, и сменяемые; 2. форма гос. устройства - полис (унитарное государство с элементами федерации); 3. политический режим - аристрократический, т. к. должности как пра-ило занимали представители богатых аристократических фамилий. принято делить римского общества и государства на 3 основных периода: 1. царский период (viii-vi вв. до н. э.) . 2. республиканский период (vi-i вв. до н. э.) . 3. императорский период (i-v вв. н. э.) . последний период еще подразделяется на принципат и доминат. переход к доминату относится к 3 веку н. э. в 509 году до н. э. наследники туллия были изгнаны. в риме утверждается республика. царь был лишен политической власти, за ним были оставлены только жреческие функции. после "изгнания царей" высшими должностными лицами стали преторы. позднее их назвали консулами (высшие должностные лица рима. города - государства) . становление республики проходит под знаком усиления и политического влияния плебеев. государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями. с борьбой плебеев и патрициев связывается принятием (около 450 г. до н. э. ) первых писаных римских законов – законов xii таблиц. законы xii таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права, предназначенного исключительно для граждан рима. в период республики форма римского государства представляла собой следующее: 1.форма правления республика -большинство государственных должностей - выборные, и сменяемые; 2. форма гос. устройства - полис (унитарное государство с элементами федерации); 3. политический режим - аристрократический, т. к. должности как пра-ило занимали представители богатых аристократических фамилий.
Леонардо да винчилеонардо да винчи, крупнейшая фигура итальянского высокого возрождения – прекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. появился на свет он неподалеку от флоренции, в небольшом городке винчи (отсюда его имя). леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. он питал надежды на то, что подросший леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. в то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача. как бы там ни было, после переезда их с отцом во флоренцию (1469) леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую андреа дель верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена подразумевали технические эксперименты. сближение с паоло тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у да винчи серьезного интереса к различным наукам. известно, что в 1472 г. он являлся членом флорентийской гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да винчи появляется собственная мастерская. буквально с первых полотен («благовещение», «мадонна бенуа», «поклонение волхвов») он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу. с начала 80-х гг. биография леонардо да винчи связана с миланом, работой у герцога людовика сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина. да винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и однако сфорца не проявляет к ним никакого интереса. в милане да винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до тех пор, пока войска людовика xii не захватили город и не вынудили его отбыть в венецию. в 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором чезаре борджиа. в 1503 г. художник вернулся во флоренцию. к этому году (ориентировочно) принято относить написание, , самой известной его картины - «мона лиза» («джоконда»). на протяжении 1506-1513 гг. да винчи снова живет и работает в милане, на этот раз он служит французской короне (под контролем людовика xii тогда находился север италии). в 1513 г. переезжает в рим, где его творчеству покровительствуют медичи. последний этап биографии леонардо да винчи связан с францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля франциска i. поселившись в замке кло-люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. работая над планом монарших апартаментов, главным образом, выступал в ипостаси советника и мудреца. через два года после приезда во францию он серьезно заболел, ему было сложно передвигаться одному, правая рука онемела, и в следующем году он полностью слег. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке амбуаз. помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («поклонение волхвов», «тайная вечеря», «святое семейство», «мадонна литти», «мона лиза»), да винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, представление о мировоззрении леонардо да винчи. ему принадлежит заслуга многочисленных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, , внесших весомый вклад в развитие наук и инженерной мысли. леонардо да винчи стал воплощением идеала итальянского ренессанса и последующими поколениями воспринимался как своеобразный символ творческих устремлений, присущих тому времени.