В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
coolkaruna32ya
coolkaruna32ya
12.01.2020 09:36 •  История

1. Как объясняет Р. Пайпс причину реформ Петра I ? 2. Согласны ли вы с мнением Пайпса о том, что Россия была «незападной» страной? (аргументируйте ответ историческими фактами)

3. В чем видит историк Р. Пайпс революционное значение реформ Петра I ?

4. Какой представительный орган мог бы установить сотрудничество между властью и обществом, по мнению историка?
5.Какие результаты принесло России преодоление ее культурной изолированности, с точки зрения Ф.М. Достоевского?

6. Объясните, что понимает Ф.М.Достоевский под словами «единение всечеловеческое»?

Р. Пайпс. Россия при старом режиме (фрагмент)

Россия первой из незападных стран пережила период неверия в свои силы (через который впоследствии другие незападные народы), вызванный осознанием того, что, какой бы недостойной и негодной ни казалась западная цивилизация, ей удалось завладеть секретом могущества и богатства,

который надобно перенять тем, кто хочет с ней успешно тягаться. Все это российское правительство осознало во второй половине XVII в., за двести лет до того, как подобное потрясение постигло Японию...

Истинно революционный аспект петровских реформ был сокрыт от современников, да и сам Петр едва ли понимал его. Он заключался в идее государства как организации, служащей высшему идеалу — общественному благу, — ив сопутствующей ей идее общества как партнера государства... Вскоре после своего вступления на царствование Петр начал говорить об «общем благе»... При Петре в России впервые ощутили взаимосвязь между общественным и личным благом...

Однако предпосылки эти не были доведены до своего логического завершения, и здесь-то заключена центральная трагедия русской политики Нового времени. ...Было явным противоречием взывать к гражданскому чувству русского народа и одновременно отказывать ему в каких-либо юридических и политических гарантиях для защиты от всесильного государства. Совместное предприятие, в котором одна сторона обладала всей полнотой власти и вела игру по своим собственным правилам, очевидно, не могло действовать как следует. И тем не менее именно так управляют Россией со времен Петра до наших дней. Отказ властей... осознать очевидные последствия привлечения общественности к делам страны воспроизводил в России состояние перманентного политического напряжения, которое сменяющиеся правительства пытались уменьшить, когда ослабляя бразды правления, когда натягивая их еще туже, но ни разу не пригласив общество занять место рядом с собою на козлах.

Из речи Ф. М. Достоевского «Пушкин», 1880 г. (фрагмент)

В самом деле, что такое для нас петровская реформа, и не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произошло, что явилось воочию?.. Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки. ...Да, очень может быть, что Петр первоначально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайшем утилитарном, но впоследствии, в дальнейшем развитии им своей идеи. Петр, несомненно, повиновался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно, огромнейшим... Так точно и русский народ не из одного только утилитаризма принял реформу... Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовью приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия... Да, назначение русского человека есть, бесспорно, внеевропейское всемирное.

Показать ответ
Ответ:
Cherry5858
Cherry5858
20.12.2023 16:54
1. Р. Пайпс объясняет причину реформ Петра I тем, что Россия первой из незападных стран осознала свою отсталость и необходимость обогнать западные страны в силе и богатстве. Это осознание произошло во второй половине XVII века, за двести лет до Японии, и было вызвано тем, что западная цивилизация обладала секретом могущества и богатства, который Россия хотела перенять. 2. Мнение Пайпса о том, что Россия была "незападной" страной, можно согласиться с помощью исторических фактов. До Петра I Россия имела отсталую культуру и традиции, отличавшиеся от западных. Например, в западных странах уже существовали конституции, парламенты и другие представительные органы, которые ограничивали власть монарха. В России же таких институтов не было. Также, в России основными ценностями были православие и самодержавие, в то время как в западных странах уже формировалось просвещение и демократические идеи. Все эти факты подтверждают понятие России как "незападной" страны. 3. Р. Пайпс видит революционное значение реформ Петра I в идее государства и общества как партнеров, служащих общественному благу. По его мнению, Петр понимал государство как организацию, способную достичь высшего идеала - общественного блага. При этом Петр осознал связь между общественным и личным благом, что было новаторским для России. Таким образом, реформы Петра I стали революционными по своей сути в понимании государственной системы и ее целей. 4. По мнению Пайпса, представительным органом, способным установить сотрудничество между властью и обществом, мог бы стать парламент или другой представительный орган, который бы ограничивал власть монарха и обеспечивал участие народа в принятии политических решений. Однако в России такого органа не было, и это стало одной из основных проблем в политической системе страны. 5. Преодоление культурной изолированности России принесло ей значительные результаты с точки зрения Ф.М. Достоевского. По его мнению, Россия стала открытой и воссоединилась с "единением всечеловеческим", т.е. стала принимать и осваивать любую внешнюю культуру и знания от других наций, не делая различий по национальности. Это восприятие и принятие других наций и их культуры без вражды и с полной любовью стало результатом преодоления культурной изоляции России. 6. Ф.М. Достоевский понимает под словами "единение всечеловеческое" стремление к самому жизненному воссоединению и объединению всех людей независимо от национальности. Он считает, что русский народ при принятии реформ Петра I стремился к этому "единению всечеловеческому", умел снимать противоречия между народами и принимать к себе культуру и знания других наций без вражды и с полной любовью. В этом понимании Достоевского, "единение всечеловеческое" является назначением русского народа и выходит за рамки европейской культуры.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота