1. Какой термин, связанный с жизнью Русской православной церкви, появился при царе Алексее Михайловиче?
1) митрополит
2) Старообрядцы
3) нестяжатели
4) патриарх
2. Что было результатом церковных реформ патриарха Никона?
1) отказ церкви от всех своих имуществ
2) заключение унии с Католической церковью
3) создание Монастырского приказа
4) изменение церковных обрядов
3. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и опре-делите, о каком патриархе идёт в нём речь.
«Патриарший престол… оставался праздным: дожидались , дожидался его иерусалимский патриарх Феофан, приехав¬ший в Москву за милостынею. Вместе с [русским духовенством] Феофан предложил патриарший престол , «ибо знали, что он достоин такого сана, особенно же потому, что он был царский отец по плоти, да будет царствию и строитель, сирым защитник и обидемым предстатель». После обычных отрицаний согласился и 24 июня был посвящён [в патриархи .С возвращением в Москву начинается здесь двоевластие: было два великих государя, Михаил Фёдорович и отец его святейший патриарх .
1) Гермоген
2) Игнатий
3) Филарет
4) Никон
4. Что из перечисленного было введено в церковную жизнь благо¬даря реформам патриарха Никона?
1) троеперстное крещение
2) иконописание
3) культ Богородицы
4) земные поклоны при молитве
5. Что из перечисленного соответствовало позициям протопопа Ав-вакума и других противников реформ патриарха Никона?
1) исправление церковных книг и обрядов необходимо прово¬дить по греческим образцам
2) церкви необходимо отказаться от всех её имуществ
3) исправление церковных книг и обрядов необходимо прово¬дить по древнерусским образцам
4) необходимо полностью отказаться от церковной иерархии
6. Расположите в хронологическом порядке следующие события церковной истории. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву
2) церковный раскол
3) установление системы выборов главы Русской православной церкви на церковных соборах
4) разработка старцем Филофеем теории «Москва — Третий Рим»
7. Между государственной и церковной властями в 1660-х гг. разгорелся конфликт, в котором церковные власти в лице патриарха пытались подчинить себе власть государственную. «Священство выше царства», — утверждал патриарх. Какие итоги имел этот конфликт? Назовите не менее двух итогов.
Характерной особенностью истории России XIX столетия является выдвижение в этот период ряда государственных деятелей, несущих новаторское мышление в политику, пытавшихся коренным образом перестроить устоявшуюся жизнь российского общества, внёсших значительный вклад в укрепление оборонного могущества страны и отстоявших важнейшие приоритеты её внешней политики. Одним из таких выдающихся деятелей российского государства был генерал от инфантерии, граф Павел Дмитриевич Киселёв (1788 -1872 гг.).
Актуальность темы исследования определяется следующим:
Во-первых, историю творят конкретные личности, поэтому изучение деятельности исторических персоналий необходимо для более глубокого познания нашего Отечества. Генерал от инфантерии граф П.Д. Киселёв является малоизученной личностью. Ранее, при описании его жизни и деятельности, не использовался значительный массив архивных документов, не делалось систематизирующих выводов, что не давало возможности создать объективной картины о нём.
Во-вторых, тема военной и государственной деятельности П.Д. Киселёва является дискуссионной. Оценки её результатов нередко носят полярно противоположный характер. Так, оценивая проведённую П.Д. Киселёвым реформу государственной деревни 1837-1841 гг., одни исследователи считают её полезной и прогрессивной, сыгравшей большую положительную роль в жизни государства и общества, другие - рассматривают её как бесполезное бюрократическое мероприятие, усложнившее и без того нелёгкую жизнь государственных крестьян.
Основоположником демократии был афинский архонт (правитель) по имени Солон, который в 594-593 гг. до н.э. разрешил всем свободным гражданам участвовать в народном собрании и избирать высших должностных лиц, а также разрешил народному собранию принимать или отклонять законопроекты.