1. прочитайте отрывок из «повести временных лет» и ответьте на вопросы: «и когда пришёл, повелел опрокинуть идолы, – одних изрубить, а других сжечь. перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. когда влекли перуна по ручью к днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. и, притащив, кинули его в днепр. затем послал владимир по всему городу со словами: «если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. и по другим стали ставить церкви и определять в них попов, приводить людей на крещение по всем и сёлам. посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. матери же детей этих плакали о них как о мёртвых». вопросы: 1. сформулируйте основную идею прочитанного. 2. как вы оцениваете отношение владимира к языческим богам? 3. каково отношение к языческим богам у людей? 4. сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? как это могло отразиться на нравственном развитии людей и общества? 5. почему храмы стали ставить на месте кумиров? можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения руси?
на 18-х олимпийских играх в программу состязаний включили пятиборье, пентатл или пентатлон, и борьбу. победителем в пентатле стал спартанец лампид, а в борьбе победил другой спартанец – эврибат.
на 23-ой олимпиаде были прибавлены состязания в кулачном бою, и победу в нём одержал ономаст из смирны.
на 25-х играх в программу состязаний включили бег колесниц, запряжённых четвёркой лошадей, то есть на квадригах. первым победителем на колесницах стал фиванец пагонд.
на 33-й олимпиаде в программу игр включили панкратий и скачки верхом на лошадях. в панкратии победил из сиракуз, а в скачках победил кравксид из фессалийского краннона. в сиракузах был поставлен памятник близ каменоломен, а его сограждане утверждали, что силой и ростом был подобен самому гераклу (который из фив).
до 37-й олимпиады состязания проводились отдельно для мужчин и юношей, правда, у нас нет чёткого критерия разделения этих возрастных категорий. на 37-х олимпийских играх в программу были включены и состязания для мальчиков в беге и борьбе. в беге победил гиппосфен из спарты, а в борьбе – элеец полиник.
в 41-ю олимпиаду в программу игр включили кулачный бой для мальчиков, и в этих состязаниях победил филет из сибариса. вот вам и изнеженные сибариты!
на 145-х играх мальчики стали состязаться ещё и в панкратии. тогда победил федим из эолийской троады. однако состязания в панкратии среди мальчиков продержались лишь несколько игр, а потом организаторы олимпийских игр отказались от этого вида соревнований.
расширяться со временем стала и программа конных состязаний.
на 93-й олимпиаде в программу игр включили скачки на колесницах, запряжённых двумя взрослыми конями (синорида), в которых победил эвагор из элиды.
на 99-й олимпиаде в программу игр добавили скачки на колесницах, запряжённых четвёркой молодых жеребцов, и здесь победителем стал спартанец эврибат (по другой версии – сибариад).
в 129-ю олимпиаду добавили синориду на молодых жеребцах, и здесь победил филистиах из македонии, а в 131-ю олимпиаду добавили и скачки верхом на молодых жеребцах, на которых победил тлеполем из ликии (по другой версии победил гиппократ из фессалии).
иногда в программу игр включались довольно необычные виды соревнований, которые проводились лишь по несколько раз. так в 71-ю олимпиаду была включена апена – это та же синорида, но в колесницу запрягали мулов, а не лошадей. в 72-ю олимпиаду включили кальпу; это вид скачки, когда первую часть дистанции всадник преодолевает верхом на лошади, а вторую часть дистанции он бежит рядом с лошадью, держа её за узду. оба этих вида соревнований были исключены из программы игр уже в 84-ю олимпиаду.