1. Прочтите текст и выполните задания: «В русской науке был представлены практически все основные направление научной мысли того времени, отражавшие все изменения эпохи; многие учёные России создали научные школы, оказавшие глубокое влияние на мировую науку. Престиж и авторитет русской науки был высокими.» (Из статьи Н.А. Бердяева)
1. Чем объяснить, что в начале XX в. резко возросла ценность прикладного, практического научного знания? Приведите не менее двух обоснований ответа.
2. Приведите не менее трёх примеров достижений российской науки в начале XX в.
2. Какие изменения произошли в повседневной жизни людей в начале XX в.?
3. Чем характеризуется драматическое и музыкальное искусство того времени?
4. Какие направления развивались в живописи и архитектуре? Назовите представителей.
5. Установите соответствие между деятелями культуры и родом их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) А.П. Павлова и В.Ф. Нижинский
Б) М. А. Врубель и В. А. Серов
В) С. В. Рахманинов и И. Ф. Стравинский
Г) О. Э. Мандельштам и М. И. Цветаева
1) оперный певец
2) писатель
3) артист балета
4) художник
5) композитор
6) актёр кино
6. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и напишите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в “Майской ночи”, тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Оборона Севастополя»
Б) особняк Рябушинского
В) «Чайка»
Г) Русские сезоны
1) Автор – Ф. О. Шехтель.
2) Произведение абстрактного искусства.
3) Первый русский полнометражный
фильм.
4) Автор – А. П. Чехов.
5) Организатор – С. П. Дягилев
6) Автор – А. М. Горький.
Свет факелов, пламя которых колыхалось на ветру, освещал ворота лагеря, разбитого неподалеку от Мемфиса. Скоро должен был закончится этот нелегкий военный поход. Наши войска – войска великой Ассирии под командованием правителя Ассархаддона уже разгромили Сидон и овладели Южной Финикией. И вот теперь, преодолев Синайский полуостров, мы подступили к столице Египта. Никто из нас не сомневался в успехе. Наша армия хорошо вооружена и оснащена. Наши ассирийские оружейники славились своей работой. Тараны и катапульты готовы к штурму города. Тяжелые толстые бревна таранов с острыми наконечниками, подвешенные к каркасам, установленным на шестиколесных повозках были направлены в сторону ворот города. Казалось, что им, как и нам всем не терпится ворваться в город. Самое главное во время наступления – это проломить таранами стены крепости. Потом через пробитую брешь пехота двинется на штурм. Тяжелые пехотинцы громадными щитами будут прикрывать лучников и пращников, которые метанием стрел и камней обеспечат движение штурмовых колонн. А вслед за пехотой на штурм города понесутся боевые колесницы преследуя противника, обратившегося в бегство. Писцы, которые сопровождали войско уже готовились начать переписывать трофеи, которые нам достанутся, Египетских пленников, которых мы захватим и превратим в своих рабов. Музыканты готовили свои инструменты, чтобы звуки духовых инструментов подняли дух нашего войска. Жрецы исполняли ритуальные действа, они сказали, что боги благоволят нам и штурм будет удачным. До штурма остались считанные часы. Скоро наше войско двинется в атаку, Мемфис будет взят приступом, опустошен, завоеван. И Ассирия станет главенствующей державой – единственной владычицей над всем цивилизованным миром.