1. В современной исторической и публицистической литературе существуют две точки зрения на итоги и результаты “холодной войны“. Согласно первой, “холодная война“ была проиграна Советским Союзом. Как вы считаете, можно ли было избежать этого поражения? Согласно второй, “в “холодной войне“ не было проигравших - весь мир выиграл от прекращения соперничества между сверхдержавами, грозящего обернуться всемирной ядерной катастрофой“. Приведите аргументы в поддержку или опровержение представленных точек зрения. 2. Из статьи фрацузского президента Франсуа Миттерана в газете “Монд“ (1986):
“Впервые Рейган выступил с идеей о СОИ (стратегической оборонной инициативе) в телевизионном заявлении 23 марта 1983г. На встрече с ним 2 мая 1986г. я подчеркнул, что Франция не согласится поддерживать никакое соглашение... если у нее не будет права на принятие решений. Затем я выразил сомнение по поводу обоснованности самой стратегии, во имя которой предлагается создать оружие “звездных войн“. Я выразил несогласие и по существу концепции стратегической оборонной инициативы. Затем нарушать равновесие, которое гарантирует безопасность уже на протяжении 40 лет?“
Почему программа СОИ получила название программы “Звездных войн“?
О каком равновесии, гарантирующем безопасность, идет речь?
Отрицательные: 1) разорение населения из-за бесконечных княжеских межусобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.
Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали яркие и выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранних кочевников является юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами. Внутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния владельца. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот.
Таким образом, несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эры были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и другие у кангюев.
Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии. По его словам, она была подобна «обширнейшему городу» - «площадь дворца опоясывалась громадной оградой, ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам» .
Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын» : Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.
На территории расселения кангюев и усуней обнаруживается высокоразвитое гончарное дело.
В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.
Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль) . В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.
Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.