100 .
по тексту:
"наш государственный строй не подражает чужим
учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем
другим. называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на
меньшинстве, а на большинстве (демоса). по отношению к частным интересам за-
коны наши предоставляют равноправие для всех {1}; что же касается
политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им
пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает
та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей
ему добрую славу в том или другом деле; равным образом, скромность звания не
служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать
какую-либо услугу государству. мы живем свободною политическою жизнью в
государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях
повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое
удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же
удручающей другого. свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в
общественных отношениях не нарушаем законов главным образом из страха перед
ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время; в особенности же
прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и
которые, будучи неписанными, влекут (за нарушение их) общественный позор
{2}.
мы сами обсуждаем наши действия или стараемся
правильно ценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда,
по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению
необходимого дела без предварительного обсуждения его в речи. превосходство
наше состоит также и в том, что мы обнаруживаем и величайшую отвагу и зрело
обсуждаем задуманное предприятие; у прочих, наоборот, неведение вызывает
отвагу, размышление же - нерешительность. самыми сильными натурами должны,
по справедливости, считаться те люди, которые вполне отчетливо знают и ужасы
и сладости жизни, чему они не отступают перед опасностями. равным
образом, в отношениях человека к человеку наши действия противоположны
тактике большинства: друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них
услуги, но тем, что сами их оказываем. оказавший услугу - более надежный
друг, так как он своим расположением к получившему услугу сохраняет в нем
чувство признательности; напротив, человек облагодетельствованный менее
чувствителен: он знает, что ему предстоит возвратить услугу, как лежащий на
нем долг, а не из чувства . мы одни оказываем благодеяния
безбоязненно, не столько из расчета на выгоды, сколько из доверия,
покоящегося на свободе. (41) говоря коротко, я , что все наше
государство - центр просвещения эллады; каждый человек может, мне кажется,
при у нас к многочисленным деятельности, и, выполняя свое
дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя
независимого положения.
Молодой курд Юсуф ибн Айюб захватил власть в Египте и принял титул султана и тронное имя ал-Малик ан-Насир Салах-ад-Дин, т. е. Победоносный царь, Защитник Веры; европейцы переделали его имя в Саладин. Расширив свои владения до Сирии и Палестины, этот дальновидный политик и талантливый полководец начал планомерное наступление на Иерусалиское королевство. Войско крестоносцев было им разбито в 1187 г. Саладин вступил в Иерусалим.
Европа была в шоке. Папа объявил крестовый поход и потребовал прекращения всех войн между христианами. Во главе Третьего крестового похода (1189-1192) стояли вечные враги: французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Короли беспрерывно ссорились между собой. Филипп принял крест, лишь повинуясь требованиям папы, и думал о своем королевстве больше, чем о Святой Земле, Ричард мечтал о славе больше, нежели о Гробе Господнем. Добиться возвращения Иерусалима крестоносцам не удалось, и поход окончился безрезультатно.
Третий крестовый поход закончился неудачно. Алчность и жажда наживы привели крестоносцев к позорному поражению.