Юрий Долгорукий(около 1090 года - 15 мая 1157 года)
Юрий Владимирович Долгорукий родился около 1090 года. Он был шестым сыном великого князя Киевского Владимира II Мономаха.
При жизни отца Юрий Владимирович правил в Ростово-Суздальской земле. Став самостоятельным князем, в 1125 году он перенес свою резиденцию из Ростова в Суздаль.
После смерти великого князя Киевского Мстислава Владимировича в 1132 году Юрий Владимирович вел активную политику на юге (за что получил прозвище Долгорукий), стремясь к приобретению южного Переяславля (современный Переяслав-Хмельницкий на Украине), а затем и Киева. Первый этап борьбы (1132-1135) был для князя неудачным.
При Юрии Долгоруком произошло оформление границ его княжества (особенно с Новгородом и Черниговским княжеством). В пограничных областях строились крепости - Кснятин (ныне не существует), видимо, Тверь, Дубна и др., а также в центре - Переяславль (ныне Переславль-Залесский), Юрьев-Польский, Дмитров и др.
В 1147 году в поселении Москова состоялась встреча Юрия Долгорукого с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Летописное известие об этом событии является первым упоминанием о Москве и считается традиционной датой основания города. В 1156 году князь укрепил Москву новыми деревянными стенами и рвом.
Возобновив борьбу за киевский престол в 1147 году, два года спустя Юрий Долгорукий занял Киев, однако в 1151 году потерпел поражение от своего племянника Изяслава Мстиславича в битве на реке Руте.
В 1155 году Юрию Долгорукому удалось вновь овладеть Киевом. Он умело сочетал политику переговоров с военными демонстрациями для сдерживания половецких ханов, пытался укрепить свою власть раздачей уделов своим сыновьям, но не пользовался поддержкой местного населения. Сообщение о его смерти 15 мая 1157 года послужило сигналом для восстания киевлян, разграбивших усадьбу покойного и уничтоживших его завоевания на юге.
Юрий Долгорукий был погребен в Берестовской обители на территории современной Киево-Печерской лавры.
Представления о культуре в Средние века. Средневековье, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранило основные достижения античной культуры. Однако политеизму (многобожию) античности оно противопоставило монотеизм (единобожие), натурализму (интересу к предметному миру) - духовность, гедонизму (стремлению к удовольствиям) - аскетический идеал, познанию через наблюдение и логику - книжное знание, опирающееся на Библию и ее толкования. Если в основе античной культуры лежало признание универсального космического закона, обеспечивавшего стабильность мирового порядка, то средневековье, потеряв эту уверенность, целиком обратилось к Богу, признав его творцом мира, единственной подлинной реальностью, отказавшись от античного единства природы и богов. Смысл мира отныне заключался только в Боге, а сам мир виделся огромным хранилищем символов (все предметы и явления материального мира были лишь письменами в божественной книге природы). Таким образом, впервые появляется представление о явлениях культуры как о текстах, которое будет активно развиваться в XX веке.
Отказывается средневековье и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный вводит понятие "стрелы времени", движения истории от начала к концу, что разрывает временной круг античности. Отныне признается, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Также появляется идея исторического прогресса, усложнения культуры, развития ее от низших форм к высшим. Критерием прогресса становилось соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа оценивалась также с этой точки зрения (соответствие ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными), что привело к рождению европоцентризма.
Представления о культуре в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения становится новым этапом развития исторических представлений о культуре. Возрождение связано с новым открытием античности, ее идеалов и ценностей, и прежде всего отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Именно Возрождение cтало эпохой рождения cовременного гуманизма - веры в силы человека, в то, что человек - такой же творец, как и Бог. Он сам творит культуру, и в этом он равен Богу. В этом заключалось знаменитое открытие человека эпохи Возрождения.
Так рождалось новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы (частью которого была культура в античности) и божественного мира (к пониманию которого стремилась культура Средневековья). Так появилось осознание того факта, что культура - сущностная характеристика человека.
Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Мир таков, каким он его мыслит, воспринимает, познает. Мир дан человеку настолько, насколько он доверяет показаниям и свидетельствам своего разума. Именно разум позволяет человеку действовать не как природному телу и не как марионетке в руках Бога, но как самостоятельному существу, наделённому сознанием и волей. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.
Культ человека вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. Это привело к соединению возрожденного античного интереса к человеку с христианской средневековой линеарной моделью истории, что послужило основанием для формирования современного научного принципа историзма
Юрий Владимирович Долгорукий родился около 1090 года. Он был шестым сыном великого князя Киевского Владимира II Мономаха.
При жизни отца Юрий Владимирович правил в Ростово-Суздальской земле. Став самостоятельным князем, в 1125 году он перенес свою резиденцию из Ростова в Суздаль.
После смерти великого князя Киевского Мстислава Владимировича в 1132 году Юрий Владимирович вел активную политику на юге (за что получил прозвище Долгорукий), стремясь к приобретению южного Переяславля (современный Переяслав-Хмельницкий на Украине), а затем и Киева. Первый этап борьбы (1132-1135) был для князя неудачным.
При Юрии Долгоруком произошло оформление границ его княжества (особенно с Новгородом и Черниговским княжеством). В пограничных областях строились крепости - Кснятин (ныне не существует), видимо, Тверь, Дубна и др., а также в центре - Переяславль (ныне Переславль-Залесский), Юрьев-Польский, Дмитров и др.
В 1147 году в поселении Москова состоялась встреча Юрия Долгорукого с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Летописное известие об этом событии является первым упоминанием о Москве и считается традиционной датой основания города. В 1156 году князь укрепил Москву новыми деревянными стенами и рвом.
Возобновив борьбу за киевский престол в 1147 году, два года спустя Юрий Долгорукий занял Киев, однако в 1151 году потерпел поражение от своего племянника Изяслава Мстиславича в битве на реке Руте.
В 1155 году Юрию Долгорукому удалось вновь овладеть Киевом. Он умело сочетал политику переговоров с военными демонстрациями для сдерживания половецких ханов, пытался укрепить свою власть раздачей уделов своим сыновьям, но не пользовался поддержкой местного населения. Сообщение о его смерти 15 мая 1157 года послужило сигналом для восстания киевлян, разграбивших усадьбу покойного и уничтоживших его завоевания на юге.
Юрий Долгорукий был погребен в Берестовской обители на территории современной Киево-Печерской лавры.
Представления о культуре в Средние века. Средневековье, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранило основные достижения античной культуры. Однако политеизму (многобожию) античности оно противопоставило монотеизм (единобожие), натурализму (интересу к предметному миру) - духовность, гедонизму (стремлению к удовольствиям) - аскетический идеал, познанию через наблюдение и логику - книжное знание, опирающееся на Библию и ее толкования. Если в основе античной культуры лежало признание универсального космического закона, обеспечивавшего стабильность мирового порядка, то средневековье, потеряв эту уверенность, целиком обратилось к Богу, признав его творцом мира, единственной подлинной реальностью, отказавшись от античного единства природы и богов. Смысл мира отныне заключался только в Боге, а сам мир виделся огромным хранилищем символов (все предметы и явления материального мира были лишь письменами в божественной книге природы). Таким образом, впервые появляется представление о явлениях культуры как о текстах, которое будет активно развиваться в XX веке.
Отказывается средневековье и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный вводит понятие "стрелы времени", движения истории от начала к концу, что разрывает временной круг античности. Отныне признается, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Также появляется идея исторического прогресса, усложнения культуры, развития ее от низших форм к высшим. Критерием прогресса становилось соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа оценивалась также с этой точки зрения (соответствие ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными), что привело к рождению европоцентризма.
Представления о культуре в эпоху Возрождения. Эпоха Возрождения становится новым этапом развития исторических представлений о культуре. Возрождение связано с новым открытием античности, ее идеалов и ценностей, и прежде всего отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Именно Возрождение cтало эпохой рождения cовременного гуманизма - веры в силы человека, в то, что человек - такой же творец, как и Бог. Он сам творит культуру, и в этом он равен Богу. В этом заключалось знаменитое открытие человека эпохи Возрождения.
Так рождалось новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы (частью которого была культура в античности) и божественного мира (к пониманию которого стремилась культура Средневековья). Так появилось осознание того факта, что культура - сущностная характеристика человека.
Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Мир таков, каким он его мыслит, воспринимает, познает. Мир дан человеку настолько, насколько он доверяет показаниям и свидетельствам своего разума. Именно разум позволяет человеку действовать не как природному телу и не как марионетке в руках Бога, но как самостоятельному существу, наделённому сознанием и волей. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.
Культ человека вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. Это привело к соединению возрожденного античного интереса к человеку с христианской средневековой линеарной моделью истории, что послужило основанием для формирования современного научного принципа историзма