Эпоха просвещения - это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в разных странах (Англия, Франция, Германия) , но с другой стороны просвещение имело ряд особенностей в каждой из стран. Возникает во Франции в пору правления Людовика 15 (внука короля солнца) . В литературе просвещения соприкасаются те идеи та практика, которая была свойственна классицизму. В 18 веке появляется несколько категорий, которые становятся ключевыми для понимания «просвещения» : свобода, равенство, братство, справедливость, общественный договор, просвещенный монарх, веротерпимость (толерантность) . Среди явлений культуры 18 век начал проводиться конкурсы сочинений по различным вопросам, т. н. «трактаты» и на одном из конкурсов первое место занял выходец их Женевы Ж. -Ж. Руссо с произведением «Общественный договор» : человек рождается в мир свободным и равным всем остальным. Другие считали, что общество само придет к гармонии на трех принципах: свобода, равенство и братство. Свобода дается человеку от рождения, а если все люди свободны, то они от рождения равны, у них равные права (на участие в общественной жизни, на обеспечение продуктами и т. д. ) и если у людей равные права им не нужно сражаться за что-то большее, чем его равная доля. Между людьми устраняются причины конфликтов и устанавливаются братские отношения. Эта мысль была достаточно наивной и не выдержала проверки действительность. Чем активнее шло просвещение, тем шире внедрялись эти представления. Просветители не стремились сменить строй, они провозглашали идею просвещенного монарха, человека, который ставит процветание государства и народа своей главной целью, а не увеселение и роскошные обеды. Он широк в своих воззрениях, веротерпим, справедлив, гуманен. Французское просвещение было самым заметным явлением в Европе. Последователи Руссо, Вольтера, Монтескье были во многих странах мира. Но литература вырастала не только из фр. Просвещения.
В 19 веке происходит поистине взрыв социальной мобильности, она становится менее стихийной, т.е. перестает зависеть от многих случайных обстоятельств. В отличие от 17 века, когда людей выселяли из страны принудительно. Многие протестанты, тогда, вероятно, предпочли бы остаться на европейской родине, если бы там они не страдали от религиозных притеснений. А негров, которых массово вывозили из Африки в трюмах кораблей, вообще никто не спрашивал, хотят ли они ехать в неведомую Америку. Основной поток переселенцев в 19 – начале 20 веков, как и прежде направлялся в США по личному, естественно, желанию и собственной инициативе.
Социальная мобильность стала одной из важнейших примет индустриальной цивилизации. Она, в частности, сделала возможным появление в заокеанской (по отношению к Европе) Америке совершенно нового государства –США. В определенной мере это можно сказать и о странах Латинской Америки, завоевавших независимость в первые десятилетия 19 века. Ведь их население также во многом состояло из потомков европейских завоевателей (испанцев и португальцев) и насильственно привезенных из Африки негров. Массовая иммиграция в ту или иную страну не всегда приносит ей пользу, бывают ситуации, когда иммиграция оказывается пагубной. Например, об этом может судить ситуация сегодняшних дней, когда беженцы из Сирии заполонили всю Европу. Они бегут из своей страны, потому что там война, голод и разруха. Беженцев настолько много, что европейские страны, теперь уже вынуждены отказывать и защищать свои границы от них. Дело в том, что данной ситуацией успешно пользуются террористы, которые вместе с беженцами проникают в любую интересующую их европейскую страну. С игилом борется весь мир!
Другие считали, что общество само придет к гармонии на трех принципах: свобода, равенство и братство. Свобода дается человеку от рождения, а если все люди свободны, то они от рождения равны, у них равные права (на участие в общественной жизни, на обеспечение продуктами и т. д. ) и если у людей равные права им не нужно сражаться за что-то большее, чем его равная доля. Между людьми устраняются причины конфликтов и устанавливаются братские отношения. Эта мысль была достаточно наивной и не выдержала проверки действительность. Чем активнее шло просвещение, тем шире внедрялись эти представления. Просветители не стремились сменить строй, они провозглашали идею просвещенного монарха, человека, который ставит процветание государства и народа своей главной целью, а не увеселение и роскошные обеды. Он широк в своих воззрениях, веротерпим, справедлив, гуманен.
Французское просвещение было самым заметным явлением в Европе. Последователи Руссо, Вольтера, Монтескье были во многих странах мира. Но литература вырастала не только из фр. Просвещения.
Социальная мобильность стала одной из важнейших примет индустриальной цивилизации. Она, в частности, сделала возможным появление в заокеанской (по отношению к Европе) Америке совершенно нового государства –США. В определенной мере это можно сказать и о странах Латинской Америки, завоевавших независимость в первые десятилетия 19 века. Ведь их население также во многом состояло из потомков европейских завоевателей (испанцев и португальцев) и насильственно привезенных из Африки негров. Массовая иммиграция в ту или иную страну не всегда приносит ей пользу, бывают ситуации, когда иммиграция оказывается пагубной. Например, об этом может судить ситуация сегодняшних дней, когда беженцы из Сирии заполонили всю Европу. Они бегут из своей страны, потому что там война, голод и разруха. Беженцев настолько много, что европейские страны, теперь уже вынуждены отказывать и защищать свои границы от них. Дело в том, что данной ситуацией успешно пользуются террористы, которые вместе с беженцами проникают в любую интересующую их европейскую страну. С игилом борется весь мир!