2. Определите по карте на форзаце, какие крупные государства, цивилизации существовали в разных частях света на рубеже Древней истории и Средневековья.
4. «Славянская» версия В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.
«Сарматская» версия Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.
5. Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).
Антинормани́зм — направление в российской досоветской[1], советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стремятся опровергнуть норманнскую теорию происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства[2]. Антинорманизм включает широкий спектр концепций и гипотез, общими признаками которых являются отрицание существенности влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвижение альтернативных норманской гипотез. Суть спора:
1. Норманнисты считают, что варяги были скандинавами, поэтому русская государственность и само название «Русь» привнесены не славянами, а германцами. Антинорманнисты считают варягов западными прибалтийскими славянами или балтами, поэтому утверждают, что государственность возникла у славян без иностранцев. 2. Варяги возглавили уже сложившуюся до них политическую систему и объединили отдельные племенные княжения в единое государство.
Вся новая ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцы называют реформацией, французы- ренессансом, а итальянцы- ринассименто, в нашей ее принято называть возрождением. термин «возрождение» появился в xvi веке, его ввел джорджо вазари- живописец, архитектор и первый итальянского искусства. это понятие возникло на основе широко распространенной в то время концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. тем не менее, искусство возрождения многим обязано художественной традиции средних веков. старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образовали качественно новый сплав. становление эпохи возрождения, знаменовало собой начало многочисленных , политических и социальных преобразований: - появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям; - развитие товарно- денежных отношений; - переход от ремесла к мануфактуре; - рост городов и появление богатых горожан (буржуа) , которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники; - зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства; - великие открытия (колумб открыл америку, васко да гамма- морской путь из европы в индию, магеллан совершил первое кругосветное путешествие) к началу эпохи колонизации. рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия» , освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение вселенной, изучением веществ стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня» , способного обращать любые металлы в золото. это был величайший прогрессивный переворот. эпоха нуждалась в титанах по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она и породила. тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. эпоха возрождения имела следующие особенности: была ориентирована на возрождение античной культуры; утверждала силу, разумность, красоту и свободу личности; имела целостное и разностороннее понимание человека, жизни и культуры; искусство осознавалось как равноценность и равноправность форм человеческой деятельности; носила ярко выраженный демократический характер, в его центре стоят человек и природа; .
В VIII-IX вв. среди восточных славян стало выделяться племя, живущее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Нагрянувшие в эти места варяги, не мудрствуя лукаво, назвали землю аборигенов Русью.
«Сарматская» версия
Защитником этой гипотезы был Михайло Ломоносов, который считал, что русы являются прямыми потомками воинственных сарматских племен роксоланов или росоманов (эти самоназвание и эволюционировали со временем в слово «Русь»). Кстати, конкурентами Руси за право носить титул потомков сарматов были и польская шляхта.
5. Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).
Антинормани́зм — направление в российской досоветской[1], советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стремятся опровергнуть норманнскую теорию происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства[2]. Антинорманизм включает широкий спектр концепций и гипотез, общими признаками которых являются отрицание существенности влияния скандинавов на политические и экономические процессы становления Древней Руси и выдвижение альтернативных норманской гипотез.
Суть спора:
1. Норманнисты считают, что варяги были скандинавами, поэтому русская государственность и само название «Русь» привнесены не славянами, а германцами. Антинорманнисты считают варягов западными прибалтийскими славянами или балтами, поэтому утверждают, что государственность возникла у славян без иностранцев.
2. Варяги возглавили уже сложившуюся до них политическую систему и объединили отдельные племенные княжения в единое государство.