Истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Отличительным признаком является тесная связь с теологическим учением христианства, которое с возникновением феодализма становится господствующим мировоззрением в Западной Европе. Через отношение "бог — человек" рассматриваются различные вопросы: устройство мироздания, место в нем человека, система морально-ценностных представлений. Поэтому средневековая философия носит теоцентрический характер (гр. theos — бог), а основной ее функцией становится обоснование религиозных постулатов. По мнению просвещенных кругов того времени, философия приобретает статус "служанки богословия". Но и в этих условиях осуществляется такая собственно философская функция как сомнение, т.е. установка на рационалистический анализ различных толкований вероисповедных положений с целью нахождения истины. В развитии средневековой философии выделяются два основных периода: патристика и схоластика. Патристика (лат. pater — отец) — совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (т.н. отцов церкви). Схоластика (лат. scholastica — школьный, ученый) — усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII вв.). Противоположные позиции патристики и схоластики проявляются в споре об универсалиях — реализм, номинализм. Подоплекой, внутренней причиной этих противоречий было все более проявляющееся противостояние веры и знания.
1.) Роль Бога всеобъемлюща, именно он руководит человеческой жизнью и судьбой. Он – творец мира.
2.) Человек устроен по образу и подобию божьему. Его цель души для вечной жизни рядом с Богом
3.) История движется от Рождества Христова и до конца времён – апокалипсисе и распределения душ в рай и ад.
4.) Люди равны перед Богом, в обществе изначально царит бесправие, произвол и власть сильного над слабым.
5.) Государственная власть появилась по праву сильного. В эпоху Возрождения начинают переосмысливаться античные концепции и взгляд на человека.