4. Яку реформу здійснив король Філіпп IV Красивий для форму- вання централізованої держави у Франції? А) рішуче заборонив міжусобні війни у королівському домені Б)розпочав заміну рицарського ополчення найманим військом
в) скликав станово-представницький орган законодавчої влади
Г)наказав переписати усі землі в державі для збирання податків 15
Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия, вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г. , царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С. С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.
Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т. п. Дети "раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая "защита" интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.
Одной из особенностей казахской национальной интеллигенции было то, что она сформировалась на стыке взаимодействия и контакта двух социумов — русского и местного традиционного. Большинство представителей национальной интеллигенции получили высшее образование в учебных заведениях России, что наложило отпечаток на формирование их мировоззрения. Другое направление оформилось под влиянием Востока. Это не могло не отразиться на оформлении основных политических течений в казахской степи начала ХХ в., о чем в свое время писал и А.Букейханов: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии, соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с другими мусульманами. Другое, западническое направление, видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова»1.
По-разному представители этих течений относились, в частности, к вопросу государственного устройства Казахстана, что окончательно оформилось в ходе революционных событий 1917-1920-х годах ХХ в. Так называемые «западники» видели будущее казахов в составе России, но России демократической, свободной от монархической власти. Наиболее ярко взгляды этой части национальной интеллигенции нашли отражение в первом разделе проекта программы партии «Алаш», который назывался «Форма государства». Среди авторов этого проекта — А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. Говоря о демократической федеративной России, авторы проекта значение федерации видели в «... объединении равных (подчеркнуто нами) государств». В проекте программы говорилось: «В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но они будут совместно сотрудничать. Каждое из них самоуправляется». Эти тезисы напрямую пересекались с положениями «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой на III Всероссийском съезде Советов в 1918 г. (ср.: Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик). Авторы проекта предлагали «. парламентскую республику с двухпалатной структурой высшего представительного органа: Учредительное собрание и Государственная Дума»2. Эти положения были внове для того времени не только для казахской степи, но и для Центральной России.
Объяснение: