4. ІЮрій Дрогобич (Котермак) уславився: А організацією звитяжних воєнних походів князів: Б започаткуванням жанру полемічної літератури: В ініціюванням укладення Люблінської унії; Гнауковою діяльністю в європейських університетах.
Ежегодно 31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий. Это день памяти невинно погибших в эпоху сталинского режима представителей интеллигенции, их жен и детей. Железнодорожникам особенно памятна эта дата в связи с именем Мухамеджана Тынышпаева – первого железнодорожного инженера из казахов, депутата 2-й Государственной думы, строителя Турксиба, автора ряда исторических работ, члена правительства «Алаш-Орды», премьер-министра Туркестанской Автономии.
Он оставил потомкам бессмертные творения – железные дороги, мосты, каналы, а также гениальные очерки о происхождении казахского народа, которому он служил верой и правдой. Имя славного сына казахского народа носит Казахская академия транспорта и коммуникаций (Алматы). Отметим, что нынешний год – юбилейный, это год его 140-летия.
После окончания Императорского института инженеров путей сооб щения имени Александра I в Петербурге в 1906 году Тынышпаев стал работать инженером на реконструкции Среднеазиатской железной дороги от Красноводска до Чарджоу, принял активное участие в возведении моста из металлоконструкций вместо старого деревянного через реку Амударью.
Мухамеджан Тынышпаев стал жертвой репрессий из-за своей политической деятельности – он вступил в состав правительства «Алаш-Орды», которое возглавил Букейханов. Позже Тынышпаев признал советскую власть. Советы приняли его, но он числился в списках неблагонадежных.
Талант Тынышпаева советской власти пригодился в 1927 году. Тогда началась большая стройка – Туркестано-Сибирская магистраль – железная дорога, которая должна была соединить Сибирь и Центральную Азию. Это был стратегически важный проект: дорога давала возможность вывозить из Туркестана хлопок и зерно, при этом советское присутствие в Средней Азии усиливалось. Мухамеджана Тынышпаева привлекли на этот проект как опытного инженера и как человека, знающего местные особенности. Как оказалось впоследствии, не зря. При разработке проекта прокладки дороги Тынышпаев предложил и отстоял Чокпарский вариант трассы. Это сократило строительство Турксиба на целый год и сэкономило миллионы советских рублей.
Во времена репрессий его имя было очернено. И только в 1970 году Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован, и его доброе имя восстановлено.
Серьезный очаг напряженности возник на Дальнем Востоке. В сентябре 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию. В июле 1937 г. началась японо-китайская война. Несмотря на обращение Китая за к Лиге Наций, та не решилась брать на себя разрешение конфликта и передала вопрос на рассмотрение конференции держав, подписавших Вашингтонский договор 1922 г. Конференция закончилась безрезультатно. Захватив огромные территории в Китае, японские войска дважды вступали в вооруженный конфликты с СССР (озеро Хасан в 1938 г., река Халхин-Гол в 1939 г.), но потерпели поражения.
Ежегодно 31 мая в Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий. Это день памяти невинно погибших в эпоху сталинского режима представителей интеллигенции, их жен и детей. Железнодорожникам особенно памятна эта дата в связи с именем Мухамеджана Тынышпаева – первого железнодорожного инженера из казахов, депутата 2-й Государственной думы, строителя Турксиба, автора ряда исторических работ, члена правительства «Алаш-Орды», премьер-министра Туркестанской Автономии.
Он оставил потомкам бессмертные творения – железные дороги, мосты, каналы, а также гениальные очерки о происхождении казахского народа, которому он служил верой и правдой. Имя славного сына казахского народа носит Казахская академия транспорта и коммуникаций (Алматы). Отметим, что нынешний год – юбилейный, это год его 140-летия.
После окончания Императорского института инженеров путей сооб щения имени Александра I в Петербурге в 1906 году Тынышпаев стал работать инженером на реконструкции Среднеазиатской железной дороги от Красноводска до Чарджоу, принял активное участие в возведении моста из металлоконструкций вместо старого деревянного через реку Амударью.
Мухамеджан Тынышпаев стал жертвой репрессий из-за своей политической деятельности – он вступил в состав правительства «Алаш-Орды», которое возглавил Букейханов. Позже Тынышпаев признал советскую власть. Советы приняли его, но он числился в списках неблагонадежных.
Талант Тынышпаева советской власти пригодился в 1927 году. Тогда началась большая стройка – Туркестано-Сибирская магистраль – железная дорога, которая должна была соединить Сибирь и Центральную Азию. Это был стратегически важный проект: дорога давала возможность вывозить из Туркестана хлопок и зерно, при этом советское присутствие в Средней Азии усиливалось. Мухамеджана Тынышпаева привлекли на этот проект как опытного инженера и как человека, знающего местные особенности. Как оказалось впоследствии, не зря. При разработке проекта прокладки дороги Тынышпаев предложил и отстоял Чокпарский вариант трассы. Это сократило строительство Турксиба на целый год и сэкономило миллионы советских рублей.
Во времена репрессий его имя было очернено. И только в 1970 году Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован, и его доброе имя восстановлено.
Серьезный очаг напряженности возник на Дальнем Востоке. В сентябре 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию. В июле 1937 г. началась японо-китайская война. Несмотря на обращение Китая за к Лиге Наций, та не решилась брать на себя разрешение конфликта и передала вопрос на рассмотрение конференции держав, подписавших Вашингтонский договор 1922 г. Конференция закончилась безрезультатно. Захватив огромные территории в Китае, японские войска дважды вступали в вооруженный конфликты с СССР (озеро Хасан в 1938 г., река Халхин-Гол в 1939 г.), но потерпели поражения.