6. Поміркуйте, що дає підстави для пропонованого висновку. Наведіть кілька аргу- ментів на підтвердження або спростування викладеної думки.
«Духовне життя в період "хрущовської відлиги” характеризується взаємодією різних тенденцій, непослідовністю, половинчастістю і суперечливістю реформ: демократичні прориви в окремих сферах культури фактично блокувалися збереженням позицій сталінізму на інших. З одного боку, це невдалі спроби реформування освіти, русифікація, адміністратив-
не утвердження атеїзму, а з іншого певне ослаблення тиску системи на культуру, розширення меж для творчої та наукової самореалізації, поява перших паростків громадського
пробудження і національного відродження; вихід на літературні та суспільні обрії творчої
молоді» (О. Бойко).
декоративно - прикладное искусство
декоративно - прикладное искусство начало широко развиваться в средние века. применялся при обработке и украшении посуды, металлических изделий, в строительстве.
материалом служили глина и ганч (разновидность гипса). во второй половине средневековья зародился способ фигурной кладки с использованием обожженного кирпича.
с xi века широко стал применяться резной и шлифованный кирпич - прообраз архитектурной терракоты. терракота широко применялась в xi-xii веках.
терракота - обожженая глина.
во второй половине средневековья в прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных. при раскопках в городе кызылозен (красная речка) были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва.
декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего средневековья. использовались при украшении величественных куполов, нанесении орнаментов на тускиизы и текеметы.
архитектурно - строительные комплексы в x-xii веках стали возводить крупные архитектурные сооружения. это было связано с расширением) распространения на територии казахстана) ислама. архитектура общественных и религиозных) зданий развивалась в соответствии с канонами ислама.внешний вид обьектов зодчества в средней азии и в казахстане был схожим.
мечети - это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения аллаху, а также для отправления исламских обрядов.
по письменным арабским, персидским источникам, уже в x в. в городах южного казахстана и жетысу имелись мечети. упоминал о мечетях, возведенных в x веке в городах южного казахстана и жетысу) арабский аль-макдиси.в 4-5 км южнее отрара близ зимовки байылдыр найдены и исследованы остатки мечети жума.
минарет боран построен в конце x или начале xi веков в жетысу.при раскопках города куйрыктобе был» обнаружены остатки наиболее ранней мечети.остатки мечети найдены и при раскопках городища орнек под таразом.
Такое значительное общественное явление, как земские соборы, не могло появиться просто на голом месте. Для этого должны быть определенные предпосылки. Два обстоятельства должны быть взяты во внимание как условия появления земских соборов:
- а) историческая традиция вече, советов;
- б) резкое обострение классовой борьбы и сложное международное положение Руси, требовавшее для правительства опоры в сословиях, но не типа вече с его правом утверждать, устанавливать, а органа совещательного.
Коротко рассмотрим первое обстоятельство — историческую традицию. В средневековье Русь представляла федерацию, союз князей, оформленный договорными отношениями на правах вассалитета. Уже в это время складывается прообраз представительного органа в виде совета бояр, епископа, купцов, дворян и «все люди». Видимо, это была форма сословного представительства в противовес вечевой традиции. Летописи XIV в. говорят о княжеских съездах, собиравшихся по мере надобности.
С образованием единого государства, великокняжеские съезды отмирают. Формой междукняжеских отношений и их влияния на московского великого князя становится боярская дума. Возникшей централизованной монархии уже не требуется ни вече, ни княжеские съезды, но у нее была необходимость в своем укреплении опираться на ведущие общественные силы. Нужен был инструмент, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась к обществу. Таким инструментом явились земские соборы.
Опора на земские соборы определялась не только исторической традицией. К земским соборам царь и правительство обращались и в силу того, что к середине XVI в. страну сотрясали серьезные социальные волнения, восстания. Историки первый собор прямо связывают с московским восстанием, несколько соборов были созваны, непосредственно по необходимости найти пути усмирения псковского восстания (в середине XVII в). Тяжелое положение вынуждало значительные массы крестьян бежать на восток (за Урал) и на юг (в степь). Происходили массовые самовольные запашки земель феодалов, самовольные порубки леса, захват документов, закрепляющих крестьян за землевладельцами-феодалами. Обострилась борьба горожан против феодальных грабежей и насилия, беззаконных поборов наместников-кормленщиков, которые рассматривали город, как объект бессовестного вымогательства.
Наибольшего напряжения классовая борьба достигла в период московского восстания 1547г. непосредственным поводом к нему послужил пожар 21 июня 1547г., истребивший часть московского посада. Своим острием восстание было направлено против правительства Глинских, которых обвиняли во многих притеснениях и в поджоге Москвы. Восстание охватило и многие другие районы страны.
В обстановке широкой волны народных движений, прокатившихся по стране в середине XVI века, царь, церковные иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения распрей между боярскими группировками и образовать правительство обеспечить общегосударственные интересы. К началу 1549 г. относится возникновение «избранной рады», в состав которой входил любимец царя Ивана Грозного Алексей Адашев. Правительство Адашева искало компромисса между отдельными прослойками феодалов, в это время возникла идея созыва собора примирения 1549 г. Итак, появление земских соборов было обусловлено характером общественно-исторического развития Московского государства.