Саки - древние племена, населявшие Казахстш и Среднюю Азию в I тысячелетии до н. э.
1. Первоначальные сведения о саках. Ученья известны две группы древних текстов, содержащие сведения о саках.
Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов. В текстах, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, упоминается названия племен Казахстана. Среди источников на греческом и латинском языках можно выделить сочинения Геродота и Страбона.
2. Расселение сакских племен. Ученые установили места расселения древних жителей Казахстана. Одна группа жила в Жетысу (Семиречье), в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьа. Их персы называли саками-тиграхауда, подчер. кивая, что они носили остроконечные шапки. Дру. гая группа племен обитала в Приаралье и в низовьях Сырдарьи. Персы называли их саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга. Ученые предполагают, что такое название им дано из-за напитка хаома, который они умели готовить. Греки называют их масагетами, даями.
Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками».
Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название дай, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.
3. Общественное устройство саков. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Свидетельством этому служат археологические и письменные сведения. Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью. Они решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска.
Власть вождей передавалась по наследству их сыновьям.
Основную массу населения составляли рядовые обшинники - скотоводы. Велика была роль народного собрания, т.е. собрания всех взрослых мужчин и женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии.
Члены племени на своем собрании выбирали вождя. Вождь осуществлял руководящие полномочия, решал споры между родами и племенами, регулировал отношения внутри рода, а также с другими родами и племенами. Также вождь следил за обеспеченностью членов рода, племени продуктами и оружием, от имени племени вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок. Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место.
Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто- красного цветов, жрецы одевали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов.
В древних письменных источниках говорится 0 высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Историки говорят о том, что у саков женщины часто были правителями. Так, одной из цариц у них была Томирис. Также в древних источниках мы находим такие сведения: «Если сакский юноша пожелает жениться на понравившейся девушке, то он должен сперва помериться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становится ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становится его женой». На народном собрании, где рассматривались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать наряду с мужчинами.
подчинить Кир II, племена сопредельных с ними земель, но и другие племена саков-тиграхаудов, в том числе Семиречья, Иссык-Куля. Летом 530 года до н. э. остановив свои войска перед рекой, отделявшей его от саков, Кир II направил к царице Томирис, которая была вдовой, послов с предложением стать его женой. Понимая, что царю персов нужна не жена, а необъятные владения саков, их богатства и храбрые воины, царица ответила отказом. Кир II, только и ждавший повода для начала войны, во главе войск переправляется через реку. Саки наблюдают за ним, не пытаются помешать. Томирис полагала, что врагам будет трудно сражаться на чужой земле, а когда они повернут обратно, широкая гладь реки станет для них непреодолимой преградой. Продвинувшись вглубь сакских земель, Кир II остановил свои войска. Он решил хитростью заманить саков в ловушку: сделал вид, что испугался, и повернул обратно, оставив, как бы в спешке, большой запас вина. План был прост, но и
Саки - древние племена, населявшие Казахстш и Среднюю Азию в I тысячелетии до н. э.
1. Первоначальные сведения о саках. Ученья известны две группы древних текстов, содержащие сведения о саках.
Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов. В текстах, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, упоминается названия племен Казахстана. Среди источников на греческом и латинском языках можно выделить сочинения Геродота и Страбона.
2. Расселение сакских племен. Ученые установили места расселения древних жителей Казахстана. Одна группа жила в Жетысу (Семиречье), в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьа. Их персы называли саками-тиграхауда, подчер. кивая, что они носили остроконечные шапки. Дру. гая группа племен обитала в Приаралье и в низовьях Сырдарьи. Персы называли их саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга. Ученые предполагают, что такое название им дано из-за напитка хаома, который они умели готовить. Греки называют их масагетами, даями.
Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками».
Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название дай, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.
3. Общественное устройство саков. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Свидетельством этому служат археологические и письменные сведения. Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью. Они решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска.
Власть вождей передавалась по наследству их сыновьям.
Основную массу населения составляли рядовые обшинники - скотоводы. Велика была роль народного собрания, т.е. собрания всех взрослых мужчин и женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии.
Члены племени на своем собрании выбирали вождя. Вождь осуществлял руководящие полномочия, решал споры между родами и племенами, регулировал отношения внутри рода, а также с другими родами и племенами. Также вождь следил за обеспеченностью членов рода, племени продуктами и оружием, от имени племени вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок. Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место.
Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Сакские воины носили одежду красного и желто- красного цветов, жрецы одевали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов.
В древних письменных источниках говорится 0 высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Историки говорят о том, что у саков женщины часто были правителями. Так, одной из цариц у них была Томирис. Также в древних источниках мы находим такие сведения: «Если сакский юноша пожелает жениться на понравившейся девушке, то он должен сперва помериться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становится ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становится его женой». На народном собрании, где рассматривались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать наряду с мужчинами.
подчинить Кир II, племена сопредельных с ними земель, но и другие племена саков-тиграхаудов, в том числе Семиречья, Иссык-Куля. Летом 530 года до н. э. остановив свои войска перед рекой, отделявшей его от саков, Кир II направил к царице Томирис, которая была вдовой, послов с предложением стать его женой. Понимая, что царю персов нужна не жена, а необъятные владения саков, их богатства и храбрые воины, царица ответила отказом. Кир II, только и ждавший повода для начала войны, во главе войск переправляется через реку. Саки наблюдают за ним, не пытаются помешать. Томирис полагала, что врагам будет трудно сражаться на чужой земле, а когда они повернут обратно, широкая гладь реки станет для них непреодолимой преградой. Продвинувшись вглубь сакских земель, Кир II остановил свои войска. Он решил хитростью заманить саков в ловушку: сделал вид, что испугался, и повернул обратно, оставив, как бы в спешке, большой запас вина. План был прост, но и
Объяснение: