8 .В начале 19в. большинство территорий Старшего жуза оставалась зависимой от: А) Среднеазиатских ханств В) Джунгарского ханства С) Цинской империи Д) Турции Е) Англии
Започаткований правлінням Тутмоса III, який провів на троні 54 роки (перші 22 з них фактично правила ненависна йому Хатшепсут), блискучий період політичної могутності імперського Єгипту тривав досить довго, а пов'язані з ним зовнішньополітичні успіхи і внутрішньополітичні зміни визначили серйозні зрушення у структурі країни, зокрема в традиційному співвідношенні соціально-політичних сил. Лейтмотивом змін було істотне переміщення центру ваги адміністрації і всієї опори влади фараонів на нетитуловані шари вихідців з чиновників, воїнів, хліборобів, тобто з немху, якщо навіть не з рабів. Результатом цього процесу було помітне ослаблення позицій вельможно-жрецької знаті. Правда, жерці і храми узагалі процвітали – досить пригадати, яким потоком йшло в храмові господарства, в тому числі в столичний храм Амона (Амона-Ра), награбоване в походах майно й раби. Але, по-перше, є підстави вважати, що казна все важче тиснула на храми і намагалася використовувати їх доходи для утримання чиновників і воїнів, а по-друге, майновий добробут не був адекватним політичній ролі жрецтва, яка все зменшувалася. Втративши вплив на поточну політику, храми все виразніше перетворювалися на опорні регіональні центри господарства, в низові бази державного сектора економіки. Зрозуміло, що ще вчора колишнє дуже впливове жрецтво не могло змиритися з цим. Назрівав серйозний соціально-політичний конфлікт.
1.Причина упадка – нашествие монголо-татар. 2.Следствие: - гибель людей; - падение ремесла, исчезновение навыков изготовления; - на полвека прекратилось каменное строительство; - разрушены городские соборы; - сгорели литературные памятники 3.Устное народное творчество: - новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ; - складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) . 4. Летописание. - используется бумага, а также пергамент и береста; - вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись; - центры летописания: Москва с 1325 г. - в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. - в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ; - появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом. 4.Исторические повести, героический эпос. - во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ; - исторические повести : «О битве на Калке» , «Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате , «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ; подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. - составлены жизнеописания церковных деятелей Руси; - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) . 5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча. 6.Архитектура: - возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. . Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность. - строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III. - первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. 7.Живопись: - в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими. - Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Започаткований правлінням Тутмоса III, який провів на троні 54 роки (перші 22 з них фактично правила ненависна йому Хатшепсут), блискучий період політичної могутності імперського Єгипту тривав досить довго, а пов'язані з ним зовнішньополітичні успіхи і внутрішньополітичні зміни визначили серйозні зрушення у структурі країни, зокрема в традиційному співвідношенні соціально-політичних сил. Лейтмотивом змін було істотне переміщення центру ваги адміністрації і всієї опори влади фараонів на нетитуловані шари вихідців з чиновників, воїнів, хліборобів, тобто з немху, якщо навіть не з рабів. Результатом цього процесу було помітне ослаблення позицій вельможно-жрецької знаті. Правда, жерці і храми узагалі процвітали – досить пригадати, яким потоком йшло в храмові господарства, в тому числі в столичний храм Амона (Амона-Ра), награбоване в походах майно й раби. Але, по-перше, є підстави вважати, що казна все важче тиснула на храми і намагалася використовувати їх доходи для утримання чиновників і воїнів, а по-друге, майновий добробут не був адекватним політичній ролі жрецтва, яка все зменшувалася. Втративши вплив на поточну політику, храми все виразніше перетворювалися на опорні регіональні центри господарства, в низові бази державного сектора економіки. Зрозуміло, що ще вчора колишнє дуже впливове жрецтво не могло змиритися з цим. Назрівав серйозний соціально-політичний конфлікт.
2.Следствие:
- гибель людей;
- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
- на полвека прекратилось каменное строительство;
- разрушены городские соборы;
- сгорели литературные памятники
3.Устное народное творчество:
- новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ;
- складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .
4. Летописание.
- используется бумага, а также пергамент и береста;
- вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись;
- центры летописания: Москва с 1325 г.
- в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
- в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
- появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
4.Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
- исторические повести : «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате ,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ;
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .
5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
- строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
- первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
7.Живопись:
- в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
- Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)