25 октября (7 ноября) 1917 года в результате вооружённого переворота в России было свергнуто Временное правительство. 26 октября (8 ноября) Второй всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, в котором предложил всем воюющим государствам немедленно заключить перемирие и начать мирные переговоры. Братание российских и австро-венгерских войск, зима 1917/1918 годовВ ночь на 27 октября (9 ноября) съезд создал советское правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком). В ночь на 8 (21) ноября Совнарком направил радиотелеграмму и. о. верховного главнокомандующего русской армии генералуН. Н. Духонину, приказав ему обратиться к командованию армий противника с предложением прекратить военные действия и начать мирные переговоры. В предписании говорилось, что Совнарком считает необходимым «безотлагательно сделать формальное предложение перемирия всем воюющим странам, как союзным, так и находящимся с нами во враждебных действиях» . 8 (21) ноябряза отказ выполнить это распоряжение Н. Н. Духонину было объявлено о его смещении с должности (вместо него 12 (25) ноябряВерховным главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами Российской республики назначается прапорщик царской армии Н. В. Крыленко) , а Наркоминдел обратился с нотой ко всем послам союзных держав, предлагая объявить перемирие и начать мирные переговоры.
В XX веке, как и двумя столетиями раньше, крестьянская «прав- да» подразумевала возвращение к старым добрым временам, когда пахарь жил на свободной земле в рамках привычного общинного ми- роустройства, когда свои «новодевиченские» и чужие — «федоровс- кие», «кирилловские» и прочие — были сами по себе со своими проб- лемами. При малейших разногласиях крестьянский «партикуляризм» и старые обиды тут же оживали. Порой даже соседние деревни не поддерживали друг друга, а «чужих» и подавно. Крестьяне остались равнодушными к призывам Филиппа Миронова, поскольку с ним шли не свои мужики, а казаки; жители Пензенской и Саратовской гу- берний не поддержали пришедшие на их территорию отряды тамбовс- ких «антоновцев». Крестьянская психология порождала иллюзии возможности уйти от борьбы, отсидеться дома, переждать. Поэтому крестьяне не пошли за правительством Комуча — как, впрочем, за любым другим. «Моби- лизованные белогвардейцами крестьяне целыми полками сдавались или переходили в ряды Красной Армии, — вспоминал начальник по- литуправления РККА С.И. Гусев, — и, наоборот, из Красной Армии перебегали к белым также целые крестьянские части. Мотив при этом был один и тот же у обеих половинок перебежчиков: гражданс- кий мир. Для предотвращения перехода на сторону противника бе- лые вливали в ряды бойцов значительное количество офицеров (10—50%), а красные — не меньшее количество рабочих и комму- нистов»