От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев.
Античность осталась и вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Аполлона. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.
Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальн
Зависимое население Древней Руси делилось на части:
· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.
При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.
Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.
· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.
Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.
· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.
· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.
· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.
· Холопы.
В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.
За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев.
Античность осталась и вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Аполлона. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.
Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальн
Зависимое население Древней Руси делилось на части:
· Смерды, являющиеся особой группой полусвободного зависимого населения, которая была близкой по юридическому положению к так называемым западноевропейским литам.
При этом, зависимость от феодала могла быть меньшей или большей, однако главным образом она проявлялась в фактической обязанности выплат податей и отбывании феодальной повинности. Свободный общинник-смерд имел некоторые преимущества (например, он мог завещать детям землю). Если же он не имел детей, то имущество переходило общине.
Имущество и жизнь смердов охранялось по закону в меньшей мере, чем у феодалов. Как гласит «Русская правда» за убийство смерда убийце надлежало выплатить сумму в пять гривен, за кражу коня – две гривны и за муки, причиняемые смерду – три гривны.
· Закупы – то есть, взявшие «купу» (заём), в роли которой могли выступать деньги, зерно, скот, земля и др.
Данный долг нужно было отработать. При этом, установленных эквивалентов и нормативов для такой отработки не существовало, а объём работы устанавливал сам кредитор. Поэтому с нарастанием процентов такая кабальная зависимость значительно усиливалась и могла продолжаться очень долго. Историки различают «неролейный» и «ролейный» закуп.
· Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем так называемый «ряд», то есть договор об условиях пользования орудиями труда или землёй. Данный вид юридически был очень близким к закупам.
· Изгои. Люди, вышедшие (покинувшие) из общины, которые фактически лишились поддержки своей социальной группы. Греков Б. предложил различение изгоев на сельских и городских.
· Прощенники – люди, которые попали под «покровительство» светских феодалов, монастырей или церкви, обязавшиеся осуществлять трудовую деятельность в их хозяйстве. По своему положению прощенники были близки к сельским изгоям.
· Холопы.
В холопство попадали путём фактической самопродажи (к примеру, для выплаты виры), рождения от рабыни, женитьбы на рабыне, купли-продажи, поступления в ключничество (при служении в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения некоторых видов преступления (так называемая «выдача головой»). Кроме того, в холопство переходили, не сумевшие выплатить закуп.
За все действия холопов обязан был отвечать его господин, но в некоторых случаях разрешалось самостоятельно наказать холопа.