Для установления возможного отравления, которого так боялся Иван Грозный, после вскрытия гробницы появилась возможность узнать, реальны ли были опасения царя. Для этого следовало провести химико-токсикологическое исследование останков, однако за столь длительный срок — около 400 лет — многие яды могли исчезнуть или измениться, не исключалась также возможность образования из-за гниения тканей новых химических соединений. В связи с этим судебно-химическое исследование производилось на группы соединений, главным образом на так называемые «металлические» яды. После вскрытия гробницы Ивана были изъяты на исследование пробы гумуса, волос, ногтей, высохшие кусочки мягких тканей тела, небольшие, длиной 3–4 см и массой 5–10 г, кусочки ребер. Так как некоторые соединения широко распространены в природе, для контрольных исследований изымались отдельные части тканей одежды, соскобы со стенок гробницы.Спектральное исследование показало, что в соскобах со стенок гробницы содержится ничтожное количество цинка, меди, серебра, свинца. В одеждах Ивана Грозного содержались лишь те элементы, которые обычно находят в хлопчатобумажных тканях. Исследования продолжались… И вдруг — неожиданное открытие: в останках Ивана IV и царевича Ивана обнаружено почти в пять раз большее количество ртути, чем в объектах из саркофагов царя Федора Иоанновича и князя Скопина-Шуйского. Причем ртуть не могла попасть в останки извне, так как в стенках всех гробниц ее было обнаружено ничтожно мало. Следовательно, соединения ртути попали в организм царя Ивана и его старшего сына при жизни.Высокая концентрация препаратов ртути в организме Ивана IV наводила на мысль об отравлении. Но как же с царевичем Иваном? Он же умер совершенно от другой причины — черепно-мозговой травмы, нанесенной отцом. Но и у него в организме было обнаружено огромное количество ртути!
Основной было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа, пропаганда превосходства социалистического режима: - ликвидируется понятие свобода слова (к середине 1920-х гг. прекращается деятельность частных книгоиздательств, возникших при переходе к нэпу, закрываются независимые научные и -художественные журналы. в 1922 г. был учрежден главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. многие общественные профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти, например всероссийский учительский союз, союз деятелей художественной культуры. союз деятелей искусств и др., были распущены. ) -масштабная антирелигиозная борьба, распространение атеистической пропаганды (с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были монархии, массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие народа. уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских ) - борьба с неграмотностью населения ( создавалась единая бесплатная трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года),в конце 1919 г. правительство приняло декрет «о ликвидации неграмотности среди населения россии». все граждане в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на родном или языке. за уклонение от этой обязанности грозила уголовная ответственность. создана всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, в 1923 г. основано добровольное общество «долой неграмотность», создавались пункты ликбеза, кружки, избы-читальни для обучения чтению и письму. к концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать и писать, к концу 1930-х гг. этот показатель равнялся 80 %.) в 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании) отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи. для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки).