аграрная революция — процесс, ведущий к резкому росту продуктивности сельского хозяйства.
во второй половине xviii в. в англии происходит аграрная революция. предпринимательское фермерское хозяйство вытесняет традиционное крестьянское. это было связано с тем, что практически вся земля сосредоточилась в руках крупных собственников, которые сдавали ее в аренду фермерам. складывалась система капиталистических отношений между лендлордами (владельцами земли), фермерами-арендаторами и наемными работниками (батраками). это приводит к улучшению качества обработки земли, освоению заброшенных участков земли, посеву кормовых культур (для скота). после аграрной революции многие люди в деревне остались без работы и средств к существованию. они подались в город, где становились наемными работниками на промышленных предприятиях.
предпосылки промышленной революции
• скопление капитала в руках предпринимателей, торговцев и банкиров.
• рост числа наемных рабочих (рост числа рабочих, в частности, был обусловлен аграрной революцией).
• развитие торговли и рост городов.
• наличие рынка сбыта в колониях.
непосредственной причиной начала промышленной революции стало разорение английских ткачей в связи с ввозом в англию дешевых тканей из индии. чтобы сохранить свое производство и конкурировать с недорогими индийскими тканями, им было необходимо увеличить производительность труда и уменьшить затраты. (см. подробнее)
события
1733 г. – джон кей изобрел механический (самолетный) ткацкий станок.
1735 г. – абрахам дерби-сын внедрил доменную выплавку чугуна на коксе.
1765 г. – джеймс харгривс изобрел механическую прялку «дженни» (один рабочий мог приводить в движение 18 веретен).
1767 г. – изобретен прядильный станок, приводимый в движение водяным колесом.
1771 г. – в англии появилась хлопкопрядильная фабрика, на которой впервые все основные работы выполняли машины. ее построил изобретатель и промышленник ричард аркрайт. машины приводились в движение при помощи водяного колеса.
1784 г. – создание парового двигателя. конструктор – джеймс уатт.
1784 г. – изобретен токарный станок генри модсли.
1785 г. – изобретение эдмундом картрайтом нового ткацкого станка, который повысил производительность труда в 40 раз.
внедрение в производство машин вытесняло ручное производство. уменьшилось число мелких собственников – людей, которые работали на себя; увеличилось число людей, живущих за счет наемного труда. работы для всех не хватало. вместе с тем условия труда стали более тяжелыми. рабочий день наемных работников продолжался 12 часов и более.
1811–1813 гг. – движение луддитов («разрушителей машин»). рабочие ломали машины, из-за которых многие оказались без работы. правительство использовало против луддитов войска, смертную казнь.
1825 г. – в англии пущен первый пассажирский поезд.
середина xix в. – общая протяженность железных дорог в англии составляет более 50 тыс. км.
заключение
промышленная революция была связана с рядом технических изобретений, которые позволили заменить ручной труд машинным производством. в результате промышленного переворота англия конце xviii в. стала первой промышленной страной мира.
последствия
• рост производительности труда (приводил к снижению цен на товары).
во время крещения далеко не все жители края изъявляли желание принять новую веру. как сообщают н. а. абрамов, а вслед за ним а. и. сулоцкий: «около ста человек жителей малого атлыма, по предварительному убеждению шамана своего полемхи, выехали с ним навстречу схимнику и все 6 августа охотно крестились, кроме тридцати человек, которые заранее убежали за обдорск, в воксарковы юрты и там поселились»[11]. в 1714 г. последовали примеру своих соседей и другие югорские князья: подгородной волости — никифор еуров, казымской — дмитрий юзорин, куноватской — игорь данилов, ляпинской – матвей шекшин, сосьвинской — петра османов. пожелал перейти в христианскую веру и обдорский князь тайша гындин, но, как показали дальнейшие события, крещение он принял с единственной целью, — показать свою лояльность властям, а на деле оказывал всяческое сопротивление не только миссионерам, но и силой побуждал соседних князей отказаться от принятия христианства. вслед за тем и многие их подданные по словам очевидцев «принимали крещение без сопротивления»[12]. в 1715 г. православные миссионеры побывали на реке конде, где местный старейшина нахрач евплаев принял крещение и его примеру последовали все соплеменники.. в 1716-1718 гг. были предприняты экспедиции к сургутским остякам а так же в нарымский и кетский уезды, мангазею и в восточную сибирь; а в 1719 г. в районы томска, енисейска, туруханска и иркутска.
кроме крещения миссионерами одновременно велось уничтожение различных культовых атрибутов, так называемых «идолов и «шайтанов», служащих культовыми предметами поклонения. участвовали в этом предприятии кроме самого митрополита и рядовые священники, «которые данное им поручение исполнили с успехом: крестили множество и истребили всех идолов, каких только нашли»[13].
для «утверждения» вновь окрещенных в православии митрополитом в березовском крае были оставлены священники игумен гедеон и иеромонах зиновий, в сургутском округе — иеродиакон никодим, в пелымкском – священник михаил степанов. а «для надзирания и смотрения тамошняго ведомства над ясашными людьми» митрополит назначил григория новицкого и православного шведа карпа андреева[14]. с целью ограждения крещеных аборигенов от наезжавших к ним казаков и купцов, филофей (лещинский) через св. синод настаивал на принятии указа «по защите инородцев», который был утвержден сенатом в 1726 г. согласно ему, «запрещалось притеснять инородцев», покупать их в рабство, продавать им алкогольные напитки, но положительных результатов он не дал, поскольку исполнение его легло на плечи региональных властей, в чем они не были заинтересованы.[15].
к 1717 г. большая часть аборигенного населения березовского края была окрещена[16]. своеобразной границей оказался обдорск, где в тундровой зоне остались «кочующие инородцы» не пожелавшие принимать православную веру.
аграрная революция — процесс, ведущий к резкому росту продуктивности сельского хозяйства.
во второй половине xviii в. в англии происходит аграрная революция. предпринимательское фермерское хозяйство вытесняет традиционное крестьянское. это было связано с тем, что практически вся земля сосредоточилась в руках крупных собственников, которые сдавали ее в аренду фермерам. складывалась система капиталистических отношений между лендлордами (владельцами земли), фермерами-арендаторами и наемными работниками (батраками). это приводит к улучшению качества обработки земли, освоению заброшенных участков земли, посеву кормовых культур (для скота). после аграрной революции многие люди в деревне остались без работы и средств к существованию. они подались в город, где становились наемными работниками на промышленных предприятиях.
предпосылки промышленной революции
• скопление капитала в руках предпринимателей, торговцев и банкиров.
• рост числа наемных рабочих (рост числа рабочих, в частности, был обусловлен аграрной революцией).
• развитие торговли и рост городов.
• наличие рынка сбыта в колониях.
непосредственной причиной начала промышленной революции стало разорение английских ткачей в связи с ввозом в англию дешевых тканей из индии. чтобы сохранить свое производство и конкурировать с недорогими индийскими тканями, им было необходимо увеличить производительность труда и уменьшить затраты. (см. подробнее)
события
1733 г. – джон кей изобрел механический (самолетный) ткацкий станок.
1735 г. – абрахам дерби-сын внедрил доменную выплавку чугуна на коксе.
1765 г. – джеймс харгривс изобрел механическую прялку «дженни» (один рабочий мог приводить в движение 18 веретен).
1767 г. – изобретен прядильный станок, приводимый в движение водяным колесом.
1771 г. – в англии появилась хлопкопрядильная фабрика, на которой впервые все основные работы выполняли машины. ее построил изобретатель и промышленник ричард аркрайт. машины приводились в движение при помощи водяного колеса.
1784 г. – создание парового двигателя. конструктор – джеймс уатт.
1784 г. – изобретен токарный станок генри модсли.
1785 г. – изобретение эдмундом картрайтом нового ткацкого станка, который повысил производительность труда в 40 раз.
внедрение в производство машин вытесняло ручное производство. уменьшилось число мелких собственников – людей, которые работали на себя; увеличилось число людей, живущих за счет наемного труда. работы для всех не хватало. вместе с тем условия труда стали более тяжелыми. рабочий день наемных работников продолжался 12 часов и более.
1811–1813 гг. – движение луддитов («разрушителей машин»). рабочие ломали машины, из-за которых многие оказались без работы. правительство использовало против луддитов войска, смертную казнь.
1825 г. – в англии пущен первый пассажирский поезд.
середина xix в. – общая протяженность железных дорог в англии составляет более 50 тыс. км.
заключение
промышленная революция была связана с рядом технических изобретений, которые позволили заменить ручной труд машинным производством. в результате промышленного переворота англия конце xviii в. стала первой промышленной страной мира.
последствия
• рост производительности труда (приводил к снижению цен на товары).
• утверждение капиталистической экономики.
• изменения в социальной структуре. оформление классов промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
• рост торговли и совершенствование путей сообщения.
• ухудшение условий труда рабочих.
ответ:
крещение аборигенов в сибири
во время крещения далеко не все жители края изъявляли желание принять новую веру. как сообщают н. а. абрамов, а вслед за ним а. и. сулоцкий: «около ста человек жителей малого атлыма, по предварительному убеждению шамана своего полемхи, выехали с ним навстречу схимнику и все 6 августа охотно крестились, кроме тридцати человек, которые заранее убежали за обдорск, в воксарковы юрты и там поселились»[11]. в 1714 г. последовали примеру своих соседей и другие югорские князья: подгородной волости — никифор еуров, казымской — дмитрий юзорин, куноватской — игорь данилов, ляпинской – матвей шекшин, сосьвинской — петра османов. пожелал перейти в христианскую веру и обдорский князь тайша гындин, но, как показали дальнейшие события, крещение он принял с единственной целью, — показать свою лояльность властям, а на деле оказывал всяческое сопротивление не только миссионерам, но и силой побуждал соседних князей отказаться от принятия христианства. вслед за тем и многие их подданные по словам очевидцев «принимали крещение без сопротивления»[12]. в 1715 г. православные миссионеры побывали на реке конде, где местный старейшина нахрач евплаев принял крещение и его примеру последовали все соплеменники.. в 1716-1718 гг. были предприняты экспедиции к сургутским остякам а так же в нарымский и кетский уезды, мангазею и в восточную сибирь; а в 1719 г. в районы томска, енисейска, туруханска и иркутска.
кроме крещения миссионерами одновременно велось уничтожение различных культовых атрибутов, так называемых «идолов и «шайтанов», служащих культовыми предметами поклонения. участвовали в этом предприятии кроме самого митрополита и рядовые священники, «которые данное им поручение исполнили с успехом: крестили множество и истребили всех идолов, каких только нашли»[13].
для «утверждения» вновь окрещенных в православии митрополитом в березовском крае были оставлены священники игумен гедеон и иеромонах зиновий, в сургутском округе — иеродиакон никодим, в пелымкском – священник михаил степанов. а «для надзирания и смотрения тамошняго ведомства над ясашными людьми» митрополит назначил григория новицкого и православного шведа карпа андреева[14]. с целью ограждения крещеных аборигенов от наезжавших к ним казаков и купцов, филофей (лещинский) через св. синод настаивал на принятии указа «по защите инородцев», который был утвержден сенатом в 1726 г. согласно ему, «запрещалось притеснять инородцев», покупать их в рабство, продавать им алкогольные напитки, но положительных результатов он не дал, поскольку исполнение его легло на плечи региональных властей, в чем они не были заинтересованы.[15].
к 1717 г. большая часть аборигенного населения березовского края была окрещена[16]. своеобразной границей оказался обдорск, где в тундровой зоне остались «кочующие инородцы» не пожелавшие принимать православную веру.
объяснение: