Известно, что Отечественная война 1812 года носила народный характер. Крестьяне активно оказывали русской армии продовольствием и сами боролись с противником, создавая партизанские отряды. Еще до Бородинского сражения армия наполеона теряла по нескольку сотен солдат ежедневно, которые гибли от рук партизан. По инициативе Д.В. Давыдова (адъютанта Багратиона) было решено придать партизанскому движению организованный характер. Стали целенаправленно создаваться армейские партизанские отряды. Они собирали ценные сведения в тылу врага и громили крупные силы армии Наполеона. Партизанские отряды во все времена имели своих героев, которые отличались особым мужеством и героизмом. В Смоленской губернии Сычевского уезда прославилась своими отважными действиями крестьянка – партизанка Василиса Кожина. Александр Чеченский за личное мужество и героизм был награжден золотым оружием. Только за первый месяц после Бородинского сражения от действий партизан армия Наполеона потеряла 30 тыс. человек.
В правление Перикла афинская демократия достигла наибольшего своего развития. Раз в месяц[2] в городе собиралось народное собрание (экклесия), в котором должны были участвовать все граждане, и каждый мог высказывать свое мнение, а дела решались большинством голосов. Совет пятисот (буле) подготовлял предложения, которые должны были делаться народу, и заведовал текущими делами. Все судебные дела рассматривались судом присяжных (гелиэей), состоявшим из шести тысяч граждан, избранных по жребию и разделенных на десять отделений (дикастерий). Почти все государственные должности замещались посредством жребия, но каждый избранный перед вступлением в должность должен был доказать, что сумеет исполнять связанный с нею обязанности. Одни только стратеги продолжали избираться путем прямой подачи голосов и переизбираться вновь по истечении годового срока. Таким образом верховная власть в Афинах находилась непосредственно в руках народа. Чтобы народ имел возможность действительно исполнять, например, обязанности судей, которым было очень много дела с тяжбами, возникавшими в других городах, но рассматривавшимися в Афинах, Перикл ввел небольшое вознаграждение за отправление судейской должности, в размере двух‑трех оболов (8–12 копеек) в день, – сумма, на которую можно было иметь дневное пропитание. Тот же принцип был распространен и на другие должности, который стали теперь тоже платными. Мало того, деньги стали выдаваться беднейшим гражданам на покупку мест в театре (феорикон), а потом такую раздачу начали даже увеличивать, чтобы неимущие граждане могли покупать себе и пищу во время общественных празднеств. Державный народ афинский не мог не присутствовать на торжествах родного города, и кому это было не по средствам, того выручала государственная казна.