не попрощавшись с родными, в одежде простолюдина, фёдор ушёл из москвы и направился на север. на севере новгородской земли молодой фёдор изнемог и был вынужден остановится у онежского озера[11]. там его приютил житель прионежской деревни кижа сидор субота[11]. некоторое время фёдор пас овец крестьянина субботы[12], а затем перебрался на соловецкие острова в соловецкий монастырь, где был принят послушником[13]. игумен, не выделяя фёдора из числа иных послушников, поставил его на общие работы и отпрыску боярского рода пришлось рубить дрова, копать землю, носить камни[13]. после полутора лет послушания игумен алексий (юренев) постриг его в монашество с именем филипп.[4] духовным наставником филиппа стал старец иона шамин, ученик преподобного александра свирского.[7]
. объясните значение понятия «мелкопоместный дворянин».
мелкопоместный дворянин – владеющий небольшим поместьем, имели не более 100 душ крепостных.
2. какие различия между вотчиной и поместье были в 1714 г.? для чего, по вашему мнению, это было сделано?
ранее вотчина передавалась по наследству, её можно было продать; а поместье дворяне получали за службу. по указу о единонаследии эта разница между вотчиной и поместьем была ликвидирована. в. о. ключевский так разъясняет причины принятия указа: «вам известно юридическое различие между основными служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным. но задолго до петра оба эти вида землевладения стали сближаться друг с другом: во владение вотчинное проникали черты поместного, а поместное усвояло юридические особенности вотчинного. в самой природе поместья, как земельного владения, заключались условия его сближения с вотчиной».
таким образом, сама жизнь, социально- реалии, подтолкнули петра к принятию этого нормативного акта: «так к началу xviii века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения. тремя признаками обозначилось это сближение: поместья становились родовыми, как и вотчины; они дробились в порядке разверстки между нисходящими или боковыми, как дробились вотчины в порядке наследования; поместное верстание вытеснялось вотчинным ».
соловецкий монастырь. 1538—1565 годы
фёдор у стен соловецкого монастыря
не попрощавшись с родными, в одежде простолюдина, фёдор ушёл из москвы и направился на север. на севере новгородской земли молодой фёдор изнемог и был вынужден остановится у онежского озера[11]. там его приютил житель прионежской деревни кижа сидор субота[11]. некоторое время фёдор пас овец крестьянина субботы[12], а затем перебрался на соловецкие острова в соловецкий монастырь, где был принят послушником[13]. игумен, не выделяя фёдора из числа иных послушников, поставил его на общие работы и отпрыску боярского рода пришлось рубить дрова, копать землю, носить камни[13]. после полутора лет послушания игумен алексий (юренев) постриг его в монашество с именем филипп.[4] духовным наставником филиппа стал старец иона шамин, ученик преподобного александра свирского.[7]
. объясните значение понятия «мелкопоместный дворянин».
мелкопоместный дворянин – владеющий небольшим поместьем, имели не более 100 душ крепостных.
2. какие различия между вотчиной и поместье были в 1714 г.? для чего, по вашему мнению, это было сделано?
ранее вотчина передавалась по наследству, её можно было продать; а поместье дворяне получали за службу. по указу о единонаследии эта разница между вотчиной и поместьем была ликвидирована. в. о. ключевский так разъясняет причины принятия указа: «вам известно юридическое различие между основными служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным. но задолго до петра оба эти вида землевладения стали сближаться друг с другом: во владение вотчинное проникали черты поместного, а поместное усвояло юридические особенности вотчинного. в самой природе поместья, как земельного владения, заключались условия его сближения с вотчиной».
таким образом, сама жизнь, социально- реалии, подтолкнули петра к принятию этого нормативного акта: «так к началу xviii века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения. тремя признаками обозначилось это сближение: поместья становились родовыми, как и вотчины; они дробились в порядке разверстки между нисходящими или боковыми, как дробились вотчины в порядке наследования; поместное верстание вытеснялось вотчинным ».