Болотников Иван Исаевич (1565—1608), предводитель восстания 1606—1607 гг. в России. Иван Болотников был холопом князя Телятевского. Сбежав в степь к казакам, он был захвачен в плен татарами и продан в рабство на галеры в Турцию. Освобождённый из неволи немцами, оказался в Венеции в Италии. Возвращаясь на родину, познакомился в Польше с авантюристом Молчановым, выдававшим себя за царевича Дмитрия. Молчанов отправил Болотникова с письмом к путивльскому воеводе князю Шаховскому, и тот поручил Болотникову отряд в 12 тыс. человек, который стал быстро увеличиваться из-за обещанных от имени Дмитрия прощения и льгот.
Состав войска был пёстрым: холопы, крестьяне, мелкие посадские люди, казаки, стрельцы, служилые дворяне, бояре и князья. Болотников в своих грамотах выступал не только против царя Василия IV, но и против феодального гнёта. Он направился к столице и 22 октября 1606 г. остановился в селе Коломенском в семи верстах от Первопрестольной. Здесь он построил острог и стал рассылать по Москве и другим городам грамоты, настраивая народ против богатых и знатных и призывая всех целовать крест «законному государю Дмитрию Ивановичу». Но постепенно в войске Болотникова стали обостряться социальные конфликты, в результате которых дворяне перешли на сторону Шуйского. 2 декабря 1606 г. отряд Болотникова отступил в Калугу. В это время среди терских и волжских казаков появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Петра, сына Фёдора Ивановича. Шаховской воспользовался этим для поддержания восстания и вместе с новоявленным царевичем направился в Тулу, куда в 1607 г. прибыл Болотников. 30 июня царь Василий Шуйский с большим войском подступил к Туле. После трёхмесячной осады город был взят (10 октября 1607 г.), а Болотникова и других предводителей мятежа после допроса заключили в каргопольскую тюрьму. Болотников обещал верно служить Шуйскому, если тот сохранит ему жизнь, но был ослеплён и утоплен в феврале 1608 г. в северном городе Каргополе.
В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледельцами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго сливались в одно целое в сознании римлян. Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое... Катан Старший, II в. до н. э. Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу. Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, кото- • Нобилитет— от латинского слова «нобилис» — «знатный, благородный». рый возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы. Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец Вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны. Римляне почитали Весту — хранительницу домашнего очага и государства, Юнону — богиню луны и покровительницу женщин, Минерву — богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было и множество других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов — этрусских, греческих, а потом и восточных. Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов. Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и различные запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь. Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради общего блага, должен был ориентироваться человек. Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена. Обязательства римского граждаяина были четко установлены: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором — перед семьей и на последнем — забота о своем личном благе.
Иван Болотников был холопом князя Телятевского. Сбежав в степь к казакам, он был захвачен в плен татарами и продан в рабство на галеры в Турцию. Освобождённый из неволи немцами, оказался в Венеции в Италии.
Возвращаясь на родину, познакомился в Польше с авантюристом Молчановым, выдававшим себя за царевича Дмитрия. Молчанов отправил Болотникова с письмом к путивльскому воеводе князю Шаховскому, и тот поручил Болотникову отряд в 12 тыс. человек, который стал быстро увеличиваться из-за обещанных от имени Дмитрия прощения и льгот.
Состав войска был пёстрым: холопы, крестьяне, мелкие посадские люди, казаки, стрельцы, служилые дворяне, бояре и князья. Болотников в своих грамотах выступал не только против царя Василия IV, но и против феодального гнёта.
Он направился к столице и 22 октября 1606 г. остановился в селе Коломенском в семи верстах от Первопрестольной. Здесь он построил острог и стал рассылать по Москве и другим городам грамоты, настраивая народ против богатых и знатных и призывая всех целовать крест «законному государю Дмитрию Ивановичу». Но постепенно в войске Болотникова стали обостряться социальные конфликты, в результате которых дворяне перешли на сторону Шуйского.
2 декабря 1606 г. отряд Болотникова отступил в Калугу. В это время среди терских и волжских казаков появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Петра, сына Фёдора Ивановича. Шаховской воспользовался этим для поддержания восстания и вместе с новоявленным царевичем направился в Тулу, куда в 1607 г. прибыл Болотников.
30 июня царь Василий Шуйский с большим войском подступил к Туле. После трёхмесячной осады город был взят (10 октября 1607 г.), а Болотникова и других предводителей мятежа после допроса заключили в каргопольскую тюрьму.
Болотников обещал верно служить Шуйскому, если тот сохранит ему жизнь, но был ослеплён и утоплен в феврале 1608 г. в северном городе Каргополе.
Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое...
Катан Старший, II в. до н. э.
Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.
Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, кото-
• Нобилитет— от латинского слова «нобилис» — «знатный, благородный».
рый возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы.
Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец Вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны. Римляне почитали Весту — хранительницу домашнего очага и государства, Юнону — богиню луны и покровительницу женщин, Минерву — богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было и множество других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов — этрусских, греческих, а потом и восточных.
Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.
Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и различные запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь.
Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради общего блага, должен был ориентироваться человек.
Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена. Обязательства римского граждаяина были четко установлены: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором — перед семьей и на последнем — забота о своем личном благе.