Вассалитет - это договорные отношения между вассалом и сеньором. И, разумеется, как в любом договоре, в нём оговариваются взаимные обязательства лиц, заключающих договор, и только их. А "вассал вассала", кто бы он ни был, это посторонний человек, у него договор со своим сеньором, отношения которого с другими людьми - его, сеньора, личное дело. Невозможно принести вассальную присягу за другого человека, как вообще невозможно за другого человека что-то пообещать (то есть, наговорить-то можно что угодно, но это будет не обещание, не договор, не клятва и не присяга, а пустой трёп) . В то же время, насколько мне известно, вассал не мог принести две вассальных присяги, служить двум сеньорам. Такова структура феодальной иерархии. И это логично, поскольку иначе, в случае конфликта между сеньорами, одна из присяг неминуемо была бы нарушена. А давать и, главное, принимать заведомо невыполнимые обещания желающих не было. Враг моего врага мне друг. Аналогично, наверное.
На сегодня современные историки называют три основные причины этого:
1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего защитить себя государства.
А "вассал вассала", кто бы он ни был, это посторонний человек, у него договор со своим сеньором, отношения которого с другими людьми - его, сеньора, личное дело. Невозможно принести вассальную присягу за другого человека, как вообще невозможно за другого человека что-то пообещать (то есть, наговорить-то можно что угодно, но это будет не обещание, не договор, не клятва и не присяга, а пустой трёп) .
В то же время, насколько мне известно, вассал не мог принести две вассальных присяги, служить двум сеньорам. Такова структура феодальной иерархии. И это логично, поскольку иначе, в случае конфликта между сеньорами, одна из присяг неминуемо была бы нарушена. А давать и, главное, принимать заведомо невыполнимые обещания желающих не было.
Враг моего врага мне друг.
Аналогично, наверное.
1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего защитить себя государства.