Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра 1. Всю реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модорнезацию уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например указывали, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений протекавших в ходе XVII века. Другие историки напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.
Просвещение- это идейное движение, направленное против феодализма и выступавшее за торжество разума, просвещения, науки. наибольшего развития просветительская мысль достигла во франции. француз франсуа мари аруэ (вольтер) в 1733г. опубликовал « филосовские письма», где обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. он выступал против сословного неравенства, утверждал идею « просвещенной монархии». шарль луи монтескье создал учение о происхождении и развитии государства. он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их. высшим условием справедливого государства монтескье считал разделение властей: законодательной, исполнительной, судебной. просветитель жан жак руссо рассматривал вопрос о появлении неравенства. неравенство усугубилось с возникновением государства – «заговора богатых». идеалом ученый считал небольшую республику, где граждане сами принимают законы. он мечтал об общественном строе, где не было бы ни нищих, ни богатых, но частная собственность бы сохранялась. основные стили в европейской культуре: барокко ( странный, причудливый)- характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой. классицизм обращал к античности как идеальному образцу. основная тема искусства классицизма – конфликт личного чувства и гражданского долга. романтизм – возвышал искусство над жизнью, для него характерно неприятие действительности, критика капиталистических порядков. сентиментализм выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модорнезацию уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например указывали, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений протекавших в ходе XVII века. Другие историки напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.