До причин прискорених темпів економічного зростання США НЕ відноситься: значний приплив емігрантів
протекціоністська політика уряду, сприяння іноземним інвестиціям
раціоналізація виробництва та державні витрати на наукові дослідження
викачування природних ресурсів із країн Латинської Америки
Язык
Следить
Править
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 апреля 2021; проверки требует 1 правка.
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает различные разновидности профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, наряду с архитектурой, относится к роду бифункциональных искусств (лат. bi — два, двойной и лат. functio — исполнение, действие).
Понятие «декоративно-прикладное искусство» следует отличать, с одной стороны, от технического и художественного ремесла, народных художественных промыслов (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом»), оформительского искусства (имеющего эстетический, но не художественный характер), а с другой стороны — от промышленного дизайна, изначально связанного с методикой проектирования и механическим воспроизводством изделий[1][2]. В середине и второй половине XVIII века в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, действовали классы «мастерств и ремёсел» (к началу XIX века они оказались закрытыми ввиду изменений академической эстетики)[3]. Однако в истории русского искусства закрепился термин «учёное прикладничество», обозначающий работу профессиональных художников, имеющих академическое образование, в том числе иностранных мастеров, в области декоративного и прикладного искусства, изделия которых отличны от самодеятельного народного творчества профессиональной школой, хотя и, безусловно, связанных с народными традициями[4].
Область декоративно-прикладного искусства следует также отделять от монументально-декоративного искусства (монументально-декоративной росписи, фрески, декоративной и орнаментальной лепки, сграффито, мозаики, витража), хотя связь между ними, безусловно, существует.
В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел были значительно потеснены (но не замещены полностью) новым типом профессиональной проективной технико-эстетической деятельности — дизайном. В результате дискуссий о взаимосвязанности и различиях этих разновидностей творчества был введён обобщающий термин «предметное творчество», но он породил новые дискуссии[5].
У. Моррис. Рисунок для обоев. 1862
Волк. Деревянная мозаика (инкрустация)
Главной особенностью декоративно-прикладного искусства, в отличие от станкóвых видов (живописи, графики, скульптуры) является органичная связь его произведений с окружающей предметно-пространственной средой, потребностями жизни обычных людей в обычной жизненной обстановке, а не созерцание прекрасного в музеях. Из этой особенности возникло ещё одно образное название: «самое близкое искусство»[6]
В северной Атлантике
Мадейра — c 1418
Азорские острова — c 1427
Гренландия (сейчас автономия Дании) — 1499—1500, претензии до 1535
Земля Корте-Реал — 1501—? (сейчас часть Канады)
Терра Нова (Ньюфаундленд) — 1501—?
Лабрадор — 1499—1500
Новая Шотландия — 1519—
В Латинской Америке
Бразилия — 1500—1822
Сисплатина — 1808—1827
Французская Гвиана — оккупация 1809—1817
В Африке
Сеута — 1415—1640
Танжер — 1471—1662
Агуш (Суира-Гедима) 1506—1525
Алказер-Кебир (Эль-Ксар-эль-Кебир) 1458—1550
Арзила (Асила) 1471—1550; 1577—1589
Азамор (Аземмур) 1513—1541
Мазаган (Эль-Джадида) 1485—1550; 1506—1769
Могадор (Эс-Сувейра) 1506—1525
Уадан — 1487 — середина XVI века
Сафин (Сафи) 1488—1541
Крепость Святого Креста мыса Ге (Агадир) 1505—1769