Английские феодалы начали превращать свои пашни в пастбища для овец. Таким образом в Англии произошел аграрный переворот. Лендлорды присваивали общинные земли, луга и пастбища, сгоняли крестьян с земли. Этот процесс получил название обезземеливания крестьян. Отнятые у крестьян земли огораживались частоколом, чтобы крестьяне не имели к ним доступа.
С середины XVI в. огораживание земель происходило не только для пастбищ, но и для производства сельскохозяйственных продуктов в целом, на которые в связи с развитием промышленности сильно возрос спрос.
В XVII в. правительство Англии молчаливо признавало огораживание, а после революции 1688 г. под влиянием буржуазии и обуржуазившихся помещиков оно даже поощряло его — акты об огораживании проходили через парламент.
В XVIII в. 75% земель были превращены в пастбища.
Непосредственным результатом аграрного переворота было ускорение развития капитализма в деревне, рост производительных сил сельского хозяйства. Шел процесс перехода от трехпольной системы земледелия на плодосменную, на использование удобрений и более совершенных сельскохозяйственных машин, передовых методов в животноводстве. В результате повысилась производительность сельскохозяйственного труда и увеличилось производство продукции. Возникло капиталистическое фермерство. Обогатившееся, обуржуазившееся дворянство, торговцы становились крупными фермерами. Мелкие свободные земледельцы исчезли. Были ликвидированы последние остатки общинной собственности, созданы необходимые резервы рабочей силы для развивающейся крупной промышленности.
Формирование культур древнего (ближнего) востока относится к iii тысячелетию до н.э. одна из этих культур сформировалась на обширной территории междуречья рек тигра и евфрата, которая получила название месопотамия. другая — культура древнего египта — в долине нила. с индом и гангом связано развитие культуры древней индии, с хуанхэ — древнего китая. объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодородной после каждого разлива рек, выносящих ил. культура стран древнего востока получила название обществ традиционного типа. под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяжении длительного времени сохраняет традиции, воспроизводящие основные социально- отношения. в результате этого происходит накопление человеческого опыта, складывается культурная традиция. к таким культурам относят культуру месопотамии, древнего египта, древней индии и китая. не ставя перед собой полного изложения возникновения этих культур, укажем на общие особенности процессов древневосточных культур и отдельных регионов. в традиционных обществах отсутствует динамика развития процессов. время в них как бы застыло. цивилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. такой социальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. примером может служить кастовая система в индии, жреческое сословие в египте. и хотя в древнем китае действовала определенная система отбора чиновников, человек все равно уподоблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа».мышление человека древнего востока характеризуется единством природного и общественного. япония — страна восходящего солнца, китай — великая поднебесная и т.п. в понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. это объяснялось отсутствием экологических проблем, особыми условиями, природным равновесием.гармония человека и природы к таким свойственным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. эти явления духовной культуры были направлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению и психических возможностей организма.мифология и религия определяли мироощущение человека традиционного общества. у всех народов древнего востока есть мифы о происхождении мира, о возникновении человека, о появлении богов, о культурном герое. синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это далеко не полное перечисление религий стран древнего востока говорит о религиозно — мифологическом сознании человека этого общества. многие из этих религий и сейчас определяют характер культуры японии, индии, китая и других стран востока. картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией. окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. бытие человека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны.
С середины XVI в. огораживание земель происходило не только для пастбищ, но и для производства сельскохозяйственных продуктов в целом, на которые в связи с развитием промышленности сильно возрос спрос.
В XVII в. правительство Англии молчаливо признавало огораживание, а после революции 1688 г. под влиянием буржуазии и обуржуазившихся помещиков оно даже поощряло его — акты об огораживании проходили через парламент.
В XVIII в. 75% земель были превращены в пастбища.
Непосредственным результатом аграрного переворота было ускорение развития капитализма в деревне, рост производительных сил сельского хозяйства. Шел процесс перехода от трехпольной системы земледелия на плодосменную, на использование удобрений и более совершенных сельскохозяйственных машин, передовых методов в животноводстве. В результате повысилась производительность сельскохозяйственного труда и увеличилось производство продукции. Возникло капиталистическое фермерство. Обогатившееся, обуржуазившееся дворянство, торговцы становились крупными фермерами. Мелкие свободные земледельцы исчезли. Были ликвидированы последние остатки общинной собственности, созданы необходимые резервы рабочей силы для развивающейся крупной промышленности.