Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающихся, когда обходишь кругом собора. И вот человек который впервые увидел этот собор понимает что это самое лучшая архитектура которую он когда либо видел в своей жизни. И вот он обходит его со всех сторон и видит что он очень высокий и длинный. И он понимает, что потребуется не мало времени чтоб его обойти. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. . Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. Подробнее - на -
Начиная с Февральской революции 1917 г. ход событий в России содержал различные альтернативы общественного развития: - буржуазно-демократическую - если бы А.Ф. Керенскому - ключевой фигуре 1917 г. - удалось создать дее государственные институты, добиться единения общества и приступить к разрешению основных социально - экономических и политических проблем русской жизни; - генеральско-диктаторскую -если бы верховный главнокомандующий Л.Г. Корнилов смог установить свою власть в стране; - однородно социалистическую - если бы была выполнена резолюция II Съезда Советов о создании правительства из представителей всех социалистических партий; - большевистско-леворадикальную - с приходом к власти большевиков началась реализация этой модели общественного развития России.
Подробнее - на -