Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки.Причины переселенияВозникновение варварских государств1. Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки. Великое переселение народов. Что это за процесс? Почему эти миграции были направлены в Западную Европу? Какова диалектика разрушительного и созидательного в исторической миссии Великого переселения? Каков этнический ландшафт варварства этой эпохи? Как в бурных волнах миграций рождались и умирали названия народов? Почему в лабиринте переселения именно германцы стали "нитью Ариадны"? Какие "ловушки" подстерегают исследователя на пути от Тевтобурга до Адрианополя? Почему не все варварские "королевства", перевернув страницу античности, вошли в средневековье? Наконец, каковы особенности престижа "варварства" в этих "королевствах"?Уже первое приближение к этим вопросам выявляет непродуктивность традиционного подхода к интерпретации Великого переселения народов: как перехода от античности к средневековью. Традиционный подход ограничивает возможности исследования этой переходной эпохи.Принято считать, что эпоху Переселений открывает появление гуннов в Северном Причерноморье и вспыхнувший вскоре (375 г.) конфликт между ними и готами "Державы Эрманариха". Результатом этого столкновения явилась массовая миграция готов на запад, а затем переселение их в 376 г. в Римскую империю. Основная слабость подобного определения "начала" переселения заключается в локальном подходе к процессу, охватившему буквально всю территорию Европы, отдельные регионы Азии и Северную Африку.Традиционная парадигма сводит Великое переселение лишь к миграционным процессам, разбойным набегам варваров, их вторжениям и походам. Роль экономического фактора, значение торговых контактов Барбарикума и Римской империи, юридических принципов взаимоотношений Рима и варварского племенного мира, правового статуса варваров на разных этапах Переселения и этнической эволюции самих варваров учитываются пока недостаточно. Самоочевидно, что без выделения Великого переселения в целостную историческую эпоху ход его дальнейших исследований обречен. Европейская "модель" Великого переселения народов - это не только конец античности и начало средневековья (что само собой разумеется); это прежде всего самостоятельный и достаточно продолжительный переходный этап между античностью и средневековьем.Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не античность, но еще не средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II—VII вв.) и определенной территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигла своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров. явилось зарождение нового типа цивилизации.Великое переселение народов как временной "зазор" между античностью и средневековьем делится на три этапа: первый (II-IV вв.), "германский" – охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения; второй (IV – V) "гуннский" - между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунскнх полях: третий этап (VI—VII вв.), "славянский" — связан с передвижением в Восточной;. Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен. Этапы Переселеня отличаются этническим составом участников Переселения, позицией мигрирующих племен, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.
Идея культурно-исторического и религиозного единства Европы выдвигалась многими мыслителями на протяжении всего периода Средневековья и Нового времени. Но с закреплением принципа национально-государственного суверенитета ее реализация оказалась предельно затруднена. Лишь Наполеону Бонапарту удалось на считанные годы объединить большую часть континента под своей властью. Характерно, что, рассуждая о единстве Европы, Наполеон не отступал от традиционного принципа «универсализма» - представления о политическом объеди- нениии народов на основе единой «воли», единой веры, единого языка, единого престола. В его представлении Европа рисовалась в качестве «гелиоцентрической системы» - имперской системы, созданной вокруг «политического светила». Но могущество, основанное на штыках французской армии, оказалось недолговечным. Крах бонапартистской империи наглядно показал, что консолидация европейского континента может стать реальностью только при уважении принципа национального суверенитета. Становление идеологии европеизма в дальнейшем оказалось неразрывно связано с утверждением принципа федерализма, идеи союзного объединения свободных народов Европы.
Во второй половине XIX в. федералистское движение европейской интеллигенции представляло собой уже достаточно заметное политическое явление. Все более популярной становилась идея Соединенных Штатов Европы. Принято считать, что этот термин первым употребил итальянский республиканский деятель, историк и экономист Карло Каттанео. Ярым сторонником федерализации Европы был великий французский писатель Виктор Гюго. На третьем Конгрессе мира в Париже в августе 1849 г. он утверждал: «Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств - Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, которые, став лицом друг к другу и скрепив свою дружбу рукопожатием через океан, будут обмениваться своими произведениями, изделиями своей промышленности, творениями искусства, гениальными дарованиями: увидим, как они поднимают новь на всем земном шаре, сочетают воедино две необъятные силы - братство людей и могущество бога!».
Лозунг Соединенных Штатов Европы активно использовался созданной в 1867 г. в Женеве Международной лигой мира и свободы. Программные установки Лиги базировались на лозунге «Мир через свободу» и идее федерализации Европы. Федеративное государственное устройство рассматривалось в качестве наиболее естественного и разумного компромисса между суверенностью каждого народа и общеевропейским единством республиканских принципов. Франко-прусская война нанесла чувствительный удар по идеалам европейских пацифистов, но проекты создания Соединенных Штатов Европы привлекали все больший интерес. На Конгрессе политических наук, организованном в рамках Парижской всемирной выставки 1990 г., развернулась широкая дискуссия о путях федерализации Европы. Большинство делегатов высказывались за создание Европейского Союза, который не вытеснял бы существующие национальные государства, но препятствовал бы рас шовинизма и милитаризма бы осознанию единства исторических судеб европейцев, общности их духовной культуры и социально-политических идеалов. Характерно, что многие участники дискуссии рассматривали •создание подобного Союза в качестве противодействия нарастающему влиянию США и Великобритании.
Первая мировая война привнесла в европейскую политическую жизнь дух ксенофобии, шовинизма, реваншизма. В результате распада империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых Европа превратилась в пестрый конгломерат небольших государств, признающих авторитет «великих держав», но ревностно отстаивавших свои интересы и независимость друг перед другом. В таких условиях идея Соединенных Штатов Европы превратилась в почти иллюзорную мечту, хотя в пропагандистских целях ее по-прежнему использовали самые разные политические силы. Либеральная интеллигенция противопоставляла принципы европейского федерализма, основанного на «равноправии свободных народов», имперским устремлениям великих держав, стоявших у истоков Лиги наций. Представители
(лайк, подписку и 5 звёзд)
Панъевропейское движение.
Идея культурно-исторического и религиозного единства Европы выдвигалась многими мыслителями на протяжении всего периода Средневековья и Нового времени. Но с закреплением принципа национально-государственного суверенитета ее реализация оказалась предельно затруднена. Лишь Наполеону Бонапарту удалось на считанные годы объединить большую часть континента под своей властью. Характерно, что, рассуждая о единстве Европы, Наполеон не отступал от традиционного принципа «универсализма» - представления о политическом объеди- нениии народов на основе единой «воли», единой веры, единого языка, единого престола. В его представлении Европа рисовалась в качестве «гелиоцентрической системы» - имперской системы, созданной вокруг «политического светила». Но могущество, основанное на штыках французской армии, оказалось недолговечным. Крах бонапартистской империи наглядно показал, что консолидация европейского континента может стать реальностью только при уважении принципа национального суверенитета. Становление идеологии европеизма в дальнейшем оказалось неразрывно связано с утверждением принципа федерализма, идеи союзного объединения свободных народов Европы.
Во второй половине XIX в. федералистское движение европейской интеллигенции представляло собой уже достаточно заметное политическое явление. Все более популярной становилась идея Соединенных Штатов Европы. Принято считать, что этот термин первым употребил итальянский республиканский деятель, историк и экономист Карло Каттанео. Ярым сторонником федерализации Европы был великий французский писатель Виктор Гюго. На третьем Конгрессе мира в Париже в августе 1849 г. он утверждал: «Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств - Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, которые, став лицом друг к другу и скрепив свою дружбу рукопожатием через океан, будут обмениваться своими произведениями, изделиями своей промышленности, творениями искусства, гениальными дарованиями: увидим, как они поднимают новь на всем земном шаре, сочетают воедино две необъятные силы - братство людей и могущество бога!».
Лозунг Соединенных Штатов Европы активно использовался созданной в 1867 г. в Женеве Международной лигой мира и свободы. Программные установки Лиги базировались на лозунге «Мир через свободу» и идее федерализации Европы. Федеративное государственное устройство рассматривалось в качестве наиболее естественного и разумного компромисса между суверенностью каждого народа и общеевропейским единством республиканских принципов. Франко-прусская война нанесла чувствительный удар по идеалам европейских пацифистов, но проекты создания Соединенных Штатов Европы привлекали все больший интерес. На Конгрессе политических наук, организованном в рамках Парижской всемирной выставки 1990 г., развернулась широкая дискуссия о путях федерализации Европы. Большинство делегатов высказывались за создание Европейского Союза, который не вытеснял бы существующие национальные государства, но препятствовал бы рас шовинизма и милитаризма бы осознанию единства исторических судеб европейцев, общности их духовной культуры и социально-политических идеалов. Характерно, что многие участники дискуссии рассматривали •создание подобного Союза в качестве противодействия нарастающему влиянию США и Великобритании.
Первая мировая война привнесла в европейскую политическую жизнь дух ксенофобии, шовинизма, реваншизма. В результате распада империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых Европа превратилась в пестрый конгломерат небольших государств, признающих авторитет «великих держав», но ревностно отстаивавших свои интересы и независимость друг перед другом. В таких условиях идея Соединенных Штатов Европы превратилась в почти иллюзорную мечту, хотя в пропагандистских целях ее по-прежнему использовали самые разные политические силы. Либеральная интеллигенция противопоставляла принципы европейского федерализма, основанного на «равноправии свободных народов», имперским устремлениям великих держав, стоявших у истоков Лиги наций. Представители